Окончательное покорение Новгорода Москвой – 1478 год.
Поскольку Москва вно пыталась затмить Новгород в политическом плане, возникает ряд произведений литературно-повествовательного и житийного характера, которые стремятся окружить ореолом историческое и религиозное прошлое Новгорода.
Боярство и купечество выступало против княжеской власти.
(Повесть о новгородском посаднике Щиле, Сказания о конце Новгорода и т д) В 15-16 веках, несмотря на политическое падение Новгорода и превосходство Москвы, литературная культура все больше возростала. Отразила бурную политическую действительность Новгорода, его бытовой уклад, торговую практику.
Повесть о новогородском белом клобуке возникла, вероятно, в 15 веке. Автор первой переработки – переводчик (толмач) Дмитрий Герасимов.
Предисловие: послание Дмитрия архиепископу Геннадию, сообщеющее, что Дмитрий нашел с большим трудом в Риме писание о белом клобуке, за которым его и послали.
Сама повесть: римский император Константин Великий (4 век), преследовавший христиан, сам становится христианином, когда его исцелил от проказы епископ Сильвестр.
Сон Константина – являются Пётр и Павл и велят одеть на голову Сильвестра белый клобук.
Все должны быль восхвалять клобук и после смерти папы Сильвестра. До “супостат дьявол” попутал, “прельстити” народ, и он отступил от православной веры, перестал воздавать честь белому клобуку.
Находится все же честный человек и пересылает Клобук в Константинополь патриарху Февронию.
Сон Феврония – юноша рассказывает ему историю клобука и велит отослать в Русскую землю, в Новгород, чтобы его там носил архиепископ Василий (“ там бо ныне воистину славима есть христова вера”)
Папа римский, отпустив клобук, пожалел и было потребовал вернуть, потому что ненавидел Русскую землю за то, что она соблюдала христианство. Но его постигли тягчейшие и отвратительнейшие болезни (ну и короче и весь этот стандартный ужас типа смрада, который так любили присваивать неверным наши предки. Еще он ел собственные нечистоты, как они его? Как щенка!)
Итак, Февроний отправляет клобук к епископу Василию со многими дарами.
Сон Василия – ангел рассказывает историю клобука, который отныне будет носить он ( не Ангел, а Василий) и последующие новгородские епископы.
С тех пор утвердился белый клобук на головах новгородских архиепископов. Зачем это всё:
- повесть о белом клобуке обосновывает идею преемственности духовной власти преемственностью материальных символов
- Новгород был покорён Москвой, но право на церковное преемство оставляет за собой
- повесть утверждает превосходство “священства” над “царством”
Повесть отличается острой антикатолческой и противопапской направленностью.
Интересное
реклама