Обобщающие произведения XVI в. и их значение — сочинение

Характерной особенностью развития русской лит-ры 16 в. явилось создание многочисленных обобщающих пр-ий церковной и светской лит-ры, идеологически закреплявших объединение русских земель вокруг полит., религ. и культ. центра Москвы. Митрополит Макарий. Он был поставлен архиепископом Великого Новгорода.« ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ». Все "святые книги, которые в Русской земле обретаются". Создание 1-й редакции заняло 12 лет( 1529-1541). Эта редакция была вложена в новгородский Софийский собор. В Москве продолжает работу над "ВЧМ". Созывает два церковных собора, в рез-тате которых канонизировано 40 святых. Этот акт имел не только религиозное, но и политическое значение. По поручению Макария созданы новые редакции житий Алекса Невского , Саввы Сторожевского, митрополита Ионы. Всего было создано и внесено в редакцию "ВЧМ" до 60ти новых житий. "ВЧМ" стали своеобразное энциклопедией церковной лит-ры XVI в. ОБЩЕРУСКИЕ ЛЕТОПИСНЫЕ СВОДЫ. Задачу определить место Руси и её столицы Москвы во всемирной истории ставил перед собой русский хронограф 1512 года. Составляются из местных летописей бывших удельных княжеств, перерабатывая их в свете идей московского абсолютизма, создаются общерусские летописные своды. Воскресенская летопись - история с момента образования Киевского гос-ва до 1541 г. Составители не смогли ликвидировать областнические тенденции, придать материалу стилистическое единство. В 1526-1530 создаётся Никоновская летопись. События русской истории соотнесены с византийской, заимствованной из хронографа. Проведена идея преемственности самодержавной власти от князей киевских, ведущих род от Августа-кесаря до князей московских. Львовская летопись, доводящая события до 1560г. Никоновский лицевой свод: начинал изложение событий "от сотворения мира" и ставил своей целью утвердить мировое величие Русского царства и его благочестивых правителей, выражая официальную правительственную идеологию. СТЕПЕННАЯ КНИГА. 1563.« Книга степенная царского родословия»- духовник Андрей-Афанасий. История гос-ва излагается в форме агиобиографий его правителей по степеням родства. Появление каждого князя- «грань» в истории. Книга разбита на 17 степеней и граней. введение -житие княжны Ольги. В центре повествования стоят личности князей - "самодержавцев". Они наделяются кач-вами идеальных мудрых правителей, отважных воинов и примерных христиан. В Степенной книге и летописных сводах исторический материал приобрел злободневное политическое и публицистическое звучание, подчиняясь задачам идеологической борьбы за укрепление удинодержавной власти государя всея Руси. ДОМОСТРОЙ. Сильвестр. В нем чётко опр. поведение человека по отношению к церкви и царю, мысль о безропотном повиновении царской власти.« О мирском строении, как жить с жёнами, детьми и домочадцами», важный раздел. Муж-господин всей семьи. Он несёт ответственность за семью перед Богом м государством. Он должен воспитывать детей и жену, которая должна вести хоз-во и растить дочерей. Воля и личность женщины всецело подчиняется мужчине. Строго регламентируется поведение женщины в гостях и дома, о чём она может вести разговоры. Домострой-1-я энциклопедия домашнего хозяйства. Стоглав. Непосредственно не относится к произведениям художественной лит-ры, но дает необычайно яркое представление о жизне и быте Руси того времени. Констатирует наличие неисправных книг, писанных с "худых" переводов.

Комментарии: