Понятие преподобия в Православии
В Православии преподобные - разряд святых, угодивших Богу монашеским подвигом. Иными словами, преподобные – «святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу». Безусловно, так оно и есть. Если взглянуть на страницы жития многих святых, то можно заметить, что многие из святых, быв простым иноком либо монахом и пройдя через сильный и довольно тернистый путь, достигали образ святости. Конечно, и при других видах христианского подвига происходит уподобление Христу: «В каждом чине святых существуют примеры достижения этого подобия. Мученики, равноапостольные, святители, праведные – каждый в своей мере исполнил заповедь Господа о стремлении к богоподобию» .
Но именно монашеская жизнь отличается особым, более напряженным устремлением к Богу, и потому только монахи, прославленные Церковью, носят звание преподобных.
Первыми преподобными в христианской Церкви, прославленными за монашеский подвиг, стали египетские и палестинские монахи отшельники. Благодаря трудам этих и тысяч других подвижников благочестия монашество распространилось по всему христианскому миру.
На Русь монашество пришло через Святую Гору Афон, где получил постриг Антоний Печерский, который вместе с преподобным Феодосием Печерским стали основателями монашества на Русской Земле. Хотя они не были, в полном смысле слова, первыми монахами на Руси (следы монашества обнаруживаются и до них), именно их почитают отцами русского монашества.
Принявший мученическую кончину Григорий Печерский почитается как преподобномученик. В домонгольский период прославилось множество русских преподобных. После монгольского нашествия, как отмечает Георгий Федотов, пострадала не только государственная и культурная жизнь Древней Руси: «Около столетия русская Церковь не знает новых святых иноков – преподобных».
Интересное
реклама