Киево-Печерский патерик Патерик - это сборник рассказов о жизни монахов того или иного монастыря, отдельные эпизоды из жизни монахов. Основу патерика составила переписка между суздальским епископом Симоном и монахом Киево-Печерского монастыря Поликарпом, а также послание Поликарпа к игумену Акиндину. Эта переписка завязалась в начале 20-х гг. XIII в. Недовольный положением простого монаха Поликарп мечтал о епископской митре, пытался получить высокую должность через жену князя Ростислава Рюриковича Анастасию. Происки Поликарпа вызвали возмущение Симона - суздальского епископа. В своем послании к Поликарпу он называет его "санолюбцем" и говорит о святости Киево-Печерского монастыря. Симон сам готов променять епископский сан на тихое и безмятежное житие в святой обители. Симон подчеркивает культурное значение Киево-печерского монастыря для всей Русской земли: из его стен вышли знаменитые деятели христианского просвещения. Свои мысли он подкрепляет "Сказанием о святых черноризцах печерских". Под влиянием послания Симона Поликарп в обращении к игумену Киево-Печерского монастыря Акиндину сообщает еще 11 рассказов о "подвигах" тридцати монахов, дабы и другие узнали "святое житие преподобных отец" Позже сказания Симона и Поликарпа были объединены вместе, дополнены "Житием Феодосия Печерского", написанным Нестором, "Сказанием о черноризцах печерских", помещенным в "ПВЛ" под 1074 г. Патерик открывается сказанием о создании и росписи Печерской церкви. Ее возникновение патерик связывает с варягом Шимоном, пришедшим на службу к князю Всеволоду Ярославичу. Образ церкви дважды является ему - во время бури на море и во время битвы с половцами, а размеры указаны Богородицей, которая посылает из Царьграда зодчих и живописцев. Место определяет бог, посылающий знамения - росу, столп огненный, небесный огонь. Мерой церкви становится золотой пояс, украшавший распятие в варяжской земле и привезенный Шимоном. Основное содержание патерика - рассказы-новеллы о "подвигах" благочестия печерских монахов. Рассказы наполнены религиозной фантастикой, описанием чудес, борьбы с бесами. Но нетрудно обнаружить и реальные теневые стороны монастырского быта. Патериковая легенда сохраняет ряд интересных исторических подробностей и касается политических вопросов. Большое место занимает изображение взаимоотношений монахов с великим киевским князем. В столкновениях монахов со светской властью победа обычно за монахами. (Прохор, умевший превращать золу в соль посрамляет Святополка Изяславича; ПРИМЕРЫ) С симпатией изображаются князья Святослав, Всеволод и его сын Владимир Мономах, которые в свою очередь так же почтенно относятся к монастырю. Много места патериковая легенда отводит рассказам о борьбе иноков с бесами. Бесы выступают олицетворением низменных побуждений, страстей и помыслов. Принимают различные обличья - собаки, иноземца-ляха, монаха и даже ангела. Борьба обычно заканчивается победой монахов и посрамлением бесов, которые вынуждены работать на святую обитель - молоть зерно, печь хлебы, таскать тяжелые бревна. В последнем случае нанятые монастырем извозчики обращаются к судье, который за данную истцами мзду решает дело не в пользу монастыря. Так, проскальзывают черты реальных отношений и оказывается, что монахам свойственны и лицемерие, и зависть, и корыстолюбие.
Славу монастыря, подчеркивает патерик, создали его монахи не только своими аскетическими подвигами, но и своим искусством чудесного врачевания (Агапит), писательским мастерством (Нестор), умением творить каноны (Григорий), знанием текста «писания» (Ни- кита), иностранных языков (Лаврентий —говорил по-латыни, по-ев- рейски, по-гречески), искусством живописи (чудесный иконописец Алимпий, которому в его искусстве якобы помогали сами ангелы), слава о них «промчеся» «по всей земли Русъской».
Интересное
реклама