Этому времени соответствует период феодальной раздробленности на Руси. "Слово о полку Игореве" было создано в Киево-Черниговской Руси. Историческая основа С 1061 г. на юго-восточные границы Киевского гос-ва совершают набеги степные кочевники-половцы. Русские князья в междоусобный войнах сами наводят их на Русскую землю. В начале XII в. Мономах совершил ряд походов против половцев, в рез-тате которых они были отброшены за Дон. После смерти Мономаха процесс феодального дробления усилился, и половцы начали регулярно совершать набеги на южные и юго-восточные земли Руси. В 1183 г. Святославу Всеволодовичу, киевскому князю удается создать небольшую коалицию южнорусских князей, которые приняли участие в летнем походе против половцев в 1184 г. Тогда половцы были разбиты, хан Кобяк схвачен. Святослав стал готовиться к летнему походу 1185 г., в котором должны были принять участие новгород-северские князья во главе с Игорем Святославичем, однако дружина Игоря не успевала вовремя из-за гололедицы. Выступая весной 1185 г. новгород-северский князь понадеялся на удачу, мечтая о собственной военной славе. Однако поход закончился страшным разгромом русских войск, впервые в истории военных столкновений с половцами руские князья были захвачены в плен, а из всего войска остались в живых 16 человек. Исторические события, связанные с походом и поражением северских князей - Игоря Святославича, его брата Всеволода из Курска, сына Владимира из Путивля и племянника Святослава Ольговича из Рыльска - легли в основу "Слова". Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести - одна в составе севернорусской Лаврентьевской, другая - южнорусской Ипатьевской летописи. Ипатьевская летопись последовательно описывает события и проникнута горячим сочувствием к участникам похода и их поражению, ей присущи драматизм и образность, живость повествования. Автор - либо непосредственный участник событий, либо близкий к князю человек. Рассказ Лаврентьевской летописи лаконичен и летописец с осуждением говорит об Игоре и его брате Всеволоде. "Слово" написано между 1185 и 87 гг. Это обусловлено некоторыми историческими фактами. История издания "Слово" было открыто собирателем древнерусских рукописей А.И. Мусиным-Пушкиным в конце 80-х-начале 90-х гг. XVIII в. Он приобрел у архимандрита Иоиля Быковского, настоятеля упраздненного Екатериной Спасо-Ярославского монастыря, рукописный сборник, который, судя по описанию, была написан в XVI в. на северо-западе Руси (в районе Пскова или Новгорода). В нем содержалось несколько самостоятельных произведений, собранных в один том (конвалют). Первое упоминание о находке Мусина-Пушкина сделал журналист и драматург Плавильщиков в 1792 г. В начале 1797 г. Херасков в примечании к 16-й песне поэмы "Владимир" известил читателей о найденном произведении древней письменности. В октябре 1797 г. в гамбургском журнале Карамзин поместил заметку с сообщением о находке "песни Игоревых воинов, которую можно сравнить с лучшими Оссиановыми поэмами". Мусин-Пушкин привлекает ученых Малиновского, Бантыш-Каменского и Карамзина, в качестве консультанта. Благодаря их труду в 1800 г. был опубликован текст "Слова" с переводом на современный русский язык, вступительной статьей и примечаниями. В 1795-96 гг. по приказу Екатерины была сделана копия с текста. В 1812 г. рукописное собрание Мусина-Пушкина погибло в огне московского пожара. В руках исследователей остались лишь печатный текст и выписки, сделанные из рукописи ее первыми издателями. Скептики начали отрицать подлинность "Слова". Однако найденные позднее документы ("Задонщина", "Псковский Апостол"), в которых есть ссылки на "Слово".
Интересное
реклама