Повести о Куликовской битве — сочинение

"Задонщина" Написана в конце XIV-начале XV вв. Она сохранилась в шести списках, двух редакциях. "Задонщина" посвящена прославлению победы русских войск над монголо-татарскими полчищами. Фактический материал ее автор брал из летописной повести, а литературным образцом служило "Слово о полку Игореве". "Задонщина" прославляет единение русских князей, благодаря которой была одержана победа. Поэтический план состоит из двух частей - "жалости" и "похвалы". Им предшествует небольшое вступление. Вступление настраивает на торжественный лад и воздает похвалы князьям, Дмитрию Ивановичу и его брату Владимиру Андреевичу. Произведение подчеркивает генеалогическую связь московских и киевских князей, отмечая, что Москва - это новый политический центр Руси. "Жалость" описывает сбор русских войск, их вступление в поход, первую битву и поражение. Природа - на стороне русских и предвещает поражение татар. Первый бой - поражение. Воинов оплакивают жены: княгини и боярыни. Их плачи, подобно плачу Ярославны, построены на обращении к ветру, Дону, Москве-реке. "Похвала" прославляет победу, одержанную русскими, когда из засады выступил полк Дмитрия Боброк Волынца. Враги обратились в бегство, а русским досталась богатая добыча. Стиль "Задонщины" радостный, мажорный. Значительно усилен христианский элемент, по сравнению со "Словом". В уста героев вкладываются благочестивые размышления, молитвенные обращения. Но остается фольклорный мотив, образы народной поэзии - гуси, лебеди, соколы, орлы. "Сказание о Мамаевом побоище" Появилось в середине XV в. на основе летописной повести о Куликовской битве, "Задонщины" и устных предания. Появилось много новых подробностей, отдельных поэтических эпизодов: посылка Захарии Тютчева к Мамаю с дарами, посещение Дмитрием Троицкого монастыря, поединок Пересвета с ордынским исполином, обмен Дмитрия конем и одеждой с рядовым. Значительно усилен религиозный элемент. Благочестие Дмитрия подчеркивается многочисленными монологами-молитвами. "Сказание" построено на контрасте стойкости, мужества русских и хвастовства, гордости, нечестивости Мамая и его союзников. Мамай бежит в Кафу, собирается опять идти на русскую землю, но его войска разбиты ханом Тохтамышем. Гибель Мамая в Кафе характеризуется как справедливое возмездие нечестивому царю. Характерная особенность "Сказания" - наличие художественного вымысла, "речей" персонажей, элементов "психлогизма". Книжная риторика сочетается с поэтическим стилем и элементами деловой письменности. "Сказание" подчеркивало политическое значение Москвы и московского великого князя, объединившего всех русских князей и благодаря этому одержавшего победу.

Комментарии: