С середины XIII в. Русская земля начала подвергаться нашествиям татаро-монгол. В 1223 г. произошло первое столкновение русских и татар на реке Калке. В 1237 г. внук Чингиз-хана Батый подошел к пределам России с востока. Феодальная раздробленность и неготовность к мощной и организованной силе татар способствовала успехам татаро-монгол. Нашествие понесло за собой упадок культуры, исчезновение некоторых ремесел, моральное разложение в обществе. Появилось много новых слов и практически исчез тип храброго князя, потому что хитрость и изворотливость спасала от расправ. Повести: "Повесть о битве на реке Калке" "Повесть о разорении Рязани Батыем" "Слова" Серапиона Владимирского "Слово о погибели русской земли" "Повесть о разорении Рязани Батыем" В 1237 г. основные силы Орды подошли к границам северо-восточной Руси. Первый удар был нанесен по Рязани. Повесть прославляет мужество и героизм защитников Рязани: князя Юрия Ингоревича, его братьев Давыда и Глеба и рязанской дружины - "удальцов-резвецов - достояния рязанского", славного богатыря Евпатия Коловрата. Причину поражения рязанцев автор усматривает в феодальной обособленности русских княжеств, в эгоистической политике князей. Тщетно Юрий Ингоревич взывает к владимирскому князю Юрию Всеволодовичу - последние отказывает в помощи рязанцам, решает самостоятельно бороться с Батыем. После нашествия город был полностью уничтожен, в нем не осталось ни одного живого. Повесть состоит из 4х частей: 1. Появляение Батыя на границах Рязанской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с князем Федором (сын Юрия), гибель Федора и его жены Евпраксии (которая покончила с собой). Заканчивается плачем Юрия и всех рязанцев 2. Героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разрения Батыем Рязани. В ней прославляется мужество и героизм рязанской дружины и ее князя. Героический мотив сочетается с религиозным призывом умереть за христианскую веру. ГИперболическое описание битвы, но нет подробных описаний - особенность (была сеча зла и ужасна, осада продолжалась пять дней, после чего город был уничтожен; обращение князя к дружине). 3. Подвиг Евпатия Коловрата. Наделен гиперболической силой, мужеством и отвагой. Основное внимание уделено поведению Евпатия в бою, на его подвиг переносится подвиг всей дружины. Он бесстрашно резъезжает по ордынским полкам и бьет их нещадно - так, что его острый меч притупился. Батыя охватывает страх и он посылает против него своего шурина богатыря Хостоврула. 4. Обноваление Рязани Ингварем Ингоревичем. Начинается часть с эмоционального плача князя. Он горестно оплакивает убитых. Заканчивается рассказом о возрождении и обновлении русскими людьми испепеленной врагом Рязан, вследствие чего "бысть радость християнам". Концовка свидетельствует об оптимизме, жизнестойкости русского народа, его неколебимой вере и возможности избавления от татаро-монгольского ига. Это образец воинской повести, которая вобрала в себя значительные элементы фольклора. Повесть не всегда точна в фактах, но верно передает настроение общества того времени и отличается живостью, яркостью и драматизмом повествования.
Интересное
реклама