Неизвестный автор создал свое произведение по горячим следам событий. Он считал, что все исторические перипетии известны современникам, и его задача состояла в том, чтобы дать политическую и художественную оценку событию, показать своим современникам, какое значение имеет неудача Игорева похода для исторической судьбы всей Русской земли. Ключевая идея в необходимости единения между князьями, автор считает, что в факте поражения русских войск проявляется страшное зло феодальной раздробленности, несоблюдение вассалами своих обязательств по отношению к киевскому князь, личной славы, к которой стремился каждый. Рассказ в "Слове" распадается на несколько эпизодов, что присуще и житию, и исторической повести. Однако перед нами не агиограф, не историк-летописец, а поэт, публицист. Он называет свое произведение "повестью" и "песней". Но в повествовании сохраняются образцы поэтической речи, присущие Бояну, но в то же время присутствует и христианская книжность, усвоенная вместе с образованием. Она творчески переработана автором "Слова" и подчинилась общей художественной структуре произведения. "Слово" создано на основе фактов, и эти факты, составляющие эпическую основу жанра "Слова", даны в эмоциональном, лирическом восприятии автора (используя образность фольклора, восхищается доблестью мужей, скорбит о неудачах, укоряет за неразумие итд) С народной поэтической традицией связана в "Слове" песенная символика - князья - солнце и молодые месяцы, соколы, Ярославна плачет одинокой кукушкой. Играют значительную роль цветовые образы - золото, серебро. Автор синтезировал песенный жанр дружинной поэзии, уходящей в прошлое, с книжной традицией. Князьям Игорю и Всеволоду автор симпатизирует. Игоря отличают мужество и храбрость. Всеволод - также доблестный воин, проявляющий себя в бою на Каяле. Прославлению князей также служат образы-символы "солнца", "света", "соколов", которые даны в резком контрасте с "тьмой", "тучами", "галками", "черным вороном" - символами половцев. Но с другой стороны автор осуждает князей, тк нельзя ставить личную княжескую честь выше чести и славы Русской земли. Святославу приписано больше героических черт, чем было в реальной исторической личности. Он не был значительной фигурой, был ставлеником Рюрика Ростиславича, его власть носила часто только номинальный хар-р. "Слово" прославляет его победу в 1184 г., он изображен мудрым правителем, скорбящим о своих безрассудных "вассалах-сыновцах". Автор обращается с призывом о помощи к князьям Всеволоду Большое Гнездо, к Ярославу Осмомыслу, к Роману Мстиславичу. Ярославна изображена верной подругой и помощницей, которая силой любви помогает Игорю выбраться из плена. Русская природа - самостоятельный герой "Слова". Природа в "Слове" как бы живет самостоятельной жизнью и в то же время служит художественным авторским комментарием к происходящему. С устной народной поэзией связан прием олицетворения сил природы. Природа, например, предупреждает русские войска о грозящей опасности. Ярославна обращается к силам природы, чтобы развеять скорбь и найти помощь у них. В связи с этим он несет на себе функцию магического заклинания сил природы. Донец ведет с Игорем беседу, неся его на волнах и подстилая траву на береге. Во время бегства Игоря все птицы молчат, а когда он возвращается "солнце светится на небесе". Силы природы принимают участие в развитии событий.
Интересное
реклама