Повести Смутного времени — сочинение

Бурные события начала 17 столетия нашли широкое отражение в литературе. Публицистический характер, оперативно откликается на запросы времени, отражает интересы различных соц. групп, участвующих в борьбе. «Повесть 1606 года» создана монахом Троице-Сергиева монастыря. Повесть активно поддерживает политику боярского царя Василия Шуйского, описывает единение Шуйского с народом. Причины смуты и «настроения» в Московском государстве автор повести усматривает в пагубном правлении Бориса Годунова, который убийством царевича Дмитрия прекратил существование рода законных царей московских. Повесть затем была переработана в «Иное сказание». Она написана в традиционной книжной манере. Противостоят повести, отрицают интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоёв населения: «НОВАЯ ПОВЕСТЬ О ПРЕСЛАВНОМ РОССИЙСКОМ ЦАРСТВЕ».1610-1611 гг. Повесть обращалась к людям, звала к активным действиям против польских захватчиков. Резко обличала предательскую политику боярской власти, кот. превратилась в домашнего врага. Разоблачались польских магнатов и их главаря Сигизмунда 3. Идеал патриота - патриарх Гермоген. В повести отсутствуют исторические экскурсы, она наполнена злободневным материалом. Деловая энергичная речь сочетается с взволнованным патетическим призывом.« СКАЗАНИЕ « АВРААМА ПАЛИЦЫНА. Авраамий Палицын находился в близких отношениях с Василием Шуйским и тайно общался с Сигизмундом III, добиваясь у польского короля льгот для монастыря. Создавая Сказание стремился реабилитировать себя и подчеркнуть свои заслуги в борьбе с иноземными захватчиками. Сказание состоит из ряда самостоятельных произведений:
1. Исторический очерк о событиях от смерти Грозного до воцарения Шуйского. (Причины смуты - опять в правлении Годунова) 2. Описание осады Троице-Сергиева монастыря, которая продолжалась 16 месяцев. 3. Последние месяцы правления Шуйского, разорение Москвы поляками, освобождение, избрание на престол Михаила, заключение перимирия с Польшей.
В произведении даётся изложение исторических событий 1584-1618. Религиозно-дидактические рассуждения даны в традиционной риторической форме поучений, подкрепляемых ссылками на текст "писания" и описаниями различных "чудес", "явлений", "видений", которые есть док-во особого покровительства небесных сил Русской земле и Троице-Сергиеву монастырю. Ценность составляет его фактический материл с изображением героических ратных подвигов, крестьян, монастырских слуг. В целом же «Сказание»- эпическое произведение, но в нём использованы драматические и лирические элементы. В ряде случаев Авраамий прибегает к манере ритмического сказа, включая в повествование рифмованную речь. Внимание уделяется изображению поступков и помыслов как защитников монастырской крепости, так и врагов и изменников.


Комментарии: