1. Берет конкретный факт и идет к некому обобщению. Важнейшие темы никогда не затрагиваются абстрактно, они вырастают из конкретных фактов, судебных разбирательств. На этом строится рассказ «Мужик Марей» опубликованный в «Дневнике писателя» за февраль 1876 года. Дост вспоминает как в детстве в 1832 году он встретил крепостного его родителей Марея. Марей успокоил напуганного ребенка, который боялся идти домой из лесу. А потом Дост вспоминает Марея на каторге. Эти отношения между крепостными и господами всегда разные. Были и вполне человеческие отношения, чему был пример мужик Марей.
2. Еще один элемент писательской стратегии – соединение художественного и нехудожественного начала (публицистики и литературы). Пример: «Мальчик у Христа на елке» у которого есть предисловие «мальчик с ручкой» и дальше он пишет типично художественное произведение.
3. Автобиографизм. Дост пишет про себя и про то, что его волнует. Кружок петрашевцев, в который когда-то входил Дост, человек увлекающийся социализмом. Многие писали от первого лица, но у них не было таких впечатлений и воспоминаний. Здесь важна не только форма обращения к читателю, но и личность, которая обращается.
4. Имитация дневниковых записей. В буквальном смысле «Дневник писателя» дневником не был. Дост имитируя форму того, что он якобы пишет для себя направляет свой дневник во вне. Это тонкая литературная игра с читателем. Это прообраз ЖЖ.
Интересное
реклама