Основные темы:
1. Размышление о слезинке ребенка. Впервые эта тема возникает в январском номере 1876 года, в первом номере отдельного «Дневника писателя» когда Дост изображает свое посещение детской колонии. Вместе с адвокатом А. Ф. Кони, Дост посещает колонию для несовершеннолетних преступников и впечатления об этом он воплощает в очерке. Кстати сказать, в этом же году в «Дневнике» печатается и чисто художественное произведение «Мальчик у Христа на елке». Обстоятельства написания этого рассказа: однажды на улице Дост встретил «мальчика с ручкой» (термин означает просить милостыню). В страшный мороз он был одет по-летнему. Таких детей отправляли пьяные родители просить милостыню. Набрав копеек, мальчик возвращается в какой-нибудь подвал где пьянствуют родители и рыдают голодные дети. Под впечатлением от этих встреч (встречал он его постоянно на рождество) и под впечатлением от посещения колонии, Дост пишет этот рассказ (жанр рождественский рассказ, проникает к нам под влиянием английской литературы, а именно Диккенса). «Рождество ребенка на чужбине» (1816) стихотворение немца Ф. Рюккерта стало прототипом для рассказа Доста. Но он дополняет это стихотворение конкретными историческими деталями, которые окружили этого ребенка именно в Петербурге. (Далее идет описание произведения с 23:30…) В стихотворении мальчик оказывается у Христа, а у Доста мальчик засыпает на улице, ему в глаза светят огни, которые кажутся ему огнями на Христовой елки. Достоевский ярко мотивирует бред мальчика. Во многом в судьбе мальчика виновата его мама, поэтому она не попадает к Христу. С точки зрения Достоевского идейная мысль – стоят ли все блага мира слезы ребенка? Нет, не стоят. Не то, что смерти, даже слезинки ребенка не стоят. Вот это и есть принципиальное отличие в консервативных взглядах Доста. Из-за этого у них был конфликт с Мещерским. Один из тезисов консерватизма: государство стоит над личностью (интересы государства выше отдельно взятой личности). Личности складываются в общество, государство представляет интересы большинства, общества. Именно поэтому никакая личность, даже самая талантливая, неважно, взрослого или ребенка, никогда не будет стоять выше государства. Крутые времена требуют крутых решений. Дост считает, что выше слезы ребенка, выше интересов и жизни отдельно взятого человека не может быть ничего важнее. В этом он расходится с классической консервативной идеологией. 1864-66г. – Судебная реформа разрешила журналистам освещать судебные процессы. Дост был всегда против истязания детей.
Классическая консервативная идеология, основные тезисы – государство стоит над личностью Интересы государства всегда выше интересов отдельно взятой личности. Это объясняется тем, что личности складываются в общество, государство представляет интересы большинства, поэтому никакая личность, даже самая талантливая, никогда не будет стоять выше государства. Требования к государству выше, чем к отдельно взятой личности.
Достоевский считает, что выше интересов отдельно взятого человека ничего не может быть. Особенное негодование возникает у него, когда он касается судебных процессов, где речь идет об истязании детей. Суд и судебные процессы довольно активно в этот период входят в русскую журналистику. Судебная реформа 1864-66 годах впервые в России разрешила освещать судебные процессы журналистам. Все крупные газеты и журналы нанимали себе стенографистов, которые записывали дословно речи адвокатов и прокуроров и все это публиковалось. На судебные процессы можно было прийти как на спектакль.
Интересное
реклама