Основные черты европейского Высокого и Позднего Ренессанса, Возрождения — сочинение

ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ И ПОНИМАНИЯ ПЕРИОДИЗАЦИИ РЕНЕССАНСА:
Время самого пышного развития стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии. Античное искусство изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью, но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии.
Так, ну видимо, Микеладзе придерживается точки зрения, по которой Мирандола относится к Высокому Возрождению, ибо его жизнь проистекала в 1463-1495(6) годах.
Пико делла Мирандола изучает западное богословие, античную философию, еврейскую мифологию. Пытается согласовать разные учения: западное и восточное – с христианством. Скорее всего имеется в виду согласование восточного мировоззрения с христианским. Поэтому он носил прозвище «князь согласия». Ему свойственен эгоцентризм: в центр мира ставится человек, человек – совершеннейшее творение Бога. Универсальность человека: опуститься до скота, вознестись до бога. Высший долг человека: осуществлять свою свободную волю в купе с добродетелью. Этот долг возложен на человека Богом. Лестница Иакова: от земли к престолу Бога (перед этим, видимо, «надо омыть свои руки и ноги в философии морали»).
«Речь о достоинстве человека»: Свобода воли – благодать, дарованная богом.
Необходимость согласовать разные философские учения приводит Пико к написанию 900 тезисов. А точнее ВИКИ: В декабре 1486 23-летний философ составил «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», рассчитывая защищать их на философском диспуте в Риме. Диспут, для участия в котором приглашались ученые всей Европы, должен был открыться речью Пико, которой позднее было дано название «Речь о достоинстве человека» (издана в 1496). Напоминающая скорее манифест, чем вступительное слово, «Речь» была посвящена двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. В 900 тезисах была заключена в сжатом виде вся программа философии Пико, которую ему так и не довелось полностью осуществить за оставшиеся ему неполные 8 лет жизни.
Эти 900 тезисов стремятся найти одну общую истину.
Мирандолу обвинили в ереси. Только 13 тезисов оставили или 13 тезисов признали еретическими. Короче говоря, Пико за дерзость на соборе философов был скорее всего отравлен. Плавненько его учение перешло к мистикам и каббалистам в 16-17 веках.
Следовательно, по Микеладзе, Поздний Ренессанс освещен именем Эразма Роттердамского – нидерландского гуманиста. 1466-1536.
Европу обуревает жажда религиозного обновления. Эразм – предтеча Реформации. Эразм критиковал церковь, монашество, высшее духовенство; создал концепции светского богословия; что не привело его к разрыву с католической церковью. Считал, что единство религии утрачено из-за Мартина Лютера. Эразм и Лютер – антагонисты. Разрыв Лютера с Римом ужаснул Эразма, потому что разрыв – раскол. Эразм «О свободе воли» ВС Лютер «О рабстве воли». Эразм стремится к возрождению религии Христа (Евангелие, послание апостола Павла).

«Похвала глупости»
Спутники глупости – Самолюбие, Лесть, Лень, Наслаждение, Безумие, Чревоугодие, Разгул, Непробудный Сон.
Мы упоминаем о том, что книга – это монолог глупости, которая произносит себе похвалу сама, при этом упоминает кто ей особенно обязан, а это – грамматики («потому что грамматик у нас столько, сколько и грамматиков»), писатели («которые марают бумагу всякой чушью, чем больше вздорной чепухи в его писаниях, тем вернее угодит он большинству, т.е всем дуракам и невеждам, всего забавнее, когда глупцы начинают восхвалять глупцов, невежды – невежд, когда они взаимно прославляют друг друга в льстивых посланиях, стихах и панегириках»), философы («уважаемые за длинную бороду и широкий плащ, никогда ни в чем не сомневаются, как будто они посвящены во все тайны природы и только что воротились из совета богов»), богословы («смрадное болото, мнят себя обитающими на третьем небе, а на прочих смертных глядят с высока; им известно по какому плану создан и устроен мир, по каким каналам порча первородного греха распространяется на позднее потомство, какими способами, какой мерой и в какое время зачат был предвечный Христос в ложеснах девы»), иноки и монахи (пустынножители, своей грязью, невежеством, грубостью и бесстыдством эти милые люди, по их собственным словам, уподобляются в глазах наших апостолам), короли и придворные вельможи, придворные, верховные первосвященники.
Важные главы у Эразма – 65,66,67.
64-65 Лукавые толкователи слов Священного писания

66 Христианская вера сродни глупости
67 Высшей наградой для людей является своего рода безумие

Комментарии: