После того, как Тхе Лы ушел из жизни, он был признан как авангардный артист. Также о нем стали говорить, что он первый человек, который вывел деятельность драматического искусства в стране на профессиональный уровень, а также благодаря ему театральное искусство стало более современным. Во время церемонии прощания с покойным секретарь вьетнамского союза театральных искусств, Duong Ngoc Duc высказался: «Тхе Лы один из первых, кто ввел во вьетнамский театр драматический жанр. Также он был и режиссером-постановщиком, и первый вывел драму из любительского уровня на профессиональный. Рассматривая эту сторону, Тхе Лы удостоился звания Основатель драматической основы во Вьетнаме».
В нашей работе мы рассмотрели взаимосвязь жизненного пути и творческой деятельности Тхе Лы. В первой главе мы рассмотрели жизненный путь писателя, к которому мы возвращаемся и в описании его творческой деятельности. Благодаря изучению биографии Тхе Лы мы смогли проследить появившиеся в его творчестве мотивы, места действия, истории, взятые из жизни, например, разлука с матерью или описание родной деревни.
Начало творческой деятельности Тхе Лы связанно с его обучением и знакомством с группой поэтов, с которыми он позднее объединяется в литературный кружок. Так начинается литературный путь Тхе Лы, на котором он проявил себя как журналист, критик, поэт, писатель, а в дальнейшем стремление писать воссоединилось со стремлением к театральному делу - он стал драматургом. Помимо написания авторских пьес и драм Тхе Лы занимался переводами.
Кроме того в театре Тхе Лы был и режиссером, и актером, и руководителем. Все это демонстрирует, насколько разносторонним и многогранным человеком он был. И при этом желал во всем добиться совершенства, служить красоте и нести ее миру.
Его стихотворения относятся к Новой поэзии, основные их темы - любовь, природа, поиск красоты. Характерными чертами его поэзии были новаторство в поиске новых форм и нестандартных художественных приемов.
Также Тхе Лы пробовал себя в малых прозаических жанрах, его рассказы отличались таинственностью и фантастичностью, был одним из родоначальников жанра детектива во Вьетнаме, писал и романы.
Увлекшись французским театром, Тхе Лы хотел вывести театр Вьетнама на новый уровень, с этой целью им был создан драматический кружок. Однако члены литературного кружка негативно отнеслись к этой идее, многие из них критиковали работу Тхе Лы и даже старались навредить ему, пользуясь своими связями. Несмотря на эти проблемы, а также усиление цензуры, пристальное внимание властей, болезнь и бедность, Тхе Лы сумел реализовать свою мечту - создать профессиональный драматургический комитет, который стал основой его нового театра. Во многом достижению этой цели помогла вторая жена писателя, Шон Ким, которая была актрисой его труппы, поддерживала мужа во всех начинаниях, переживала с ним вместе все беды и гонения.
На пике своей карьеры Тхе Лы был избран в качестве постоянного члена исполнительного комитета Союза литературы и искусства Вьетнама и продолжал руководить вьетнамским театром.
Во Вьетнамском театрально-художественном союзе Тхе Лы был первым председателем и сохранял это звание в течение 20 лет. Был награжден званием Народный артист, как и его жена.
Гражданская позиция Тхе Лы во все периоды его деятельности была очень ярко выражена. Литературная и журналистская деятельность начала творческого пути писателя была тесно связана с любительской литературной группой, чьи основные идеи заключались в том, чтобы преградить путь феодальному конфуцианству, с помощью иронии и комичности высмеивать и критиковать пороки общества, одновременно с этим изменить творческие взгляды и индивидуальность, бороться за возведение фундамента вьетнамской литературы и языка. Во время войны он активно занимался постановками о войне сопротивления. После августовской революции привнес революционные идеи в свои драматургические произведения.
Несмотря на активную театральную работу, он никогда не оставлял своей литературной деятельности. После газеты «Нравы и обычаи» работал в газете «Сегодня», затем по приглашению сотрудничал с газетой «Новости», уже в период расцвета своей театральной деятельности писал в журнал «Литература и Искусство».
Его несомненно большой вклад в культуру Вьетнама оценивается по-разному. Phan Tron Thuong оценил Тхе Лы как «автора, достигшего вершины в искусстве», а именно в жанре необычных и страшных рассказов. Le Huy Oanh сказал, что его сборник относится к произведениям в жанре ужасов и «высоко оценивается в сокровищнице Вьетнамских романов». В то же время Ha Minh Duc говорит: «В большинстве случаев прослеживается однообразность». Le Trang Kieu считает, что в стихотворениях Тхе Лы немного достоинств, особенно в тех, «где более или менее есть феи : бессвязные строки, дурацкий смысл, слишком показные чувства и очень запутанные фразы». Также Thai Can, Nguyen Vy и Luu Trong Lu высказались так: «Тхе Лы абсолютно неудавшийся поэт». А Uyen Thao прокомментировал его творчество следующим образом : «Тхе Лыы добился полного успеха лишь в ряде стихотворений («Nho zung», «Y tho», «Tieng sao thien thai», «Giay phut chanh long»)».
Однако нам в качестве вывода и итога нашей работы хотелось бы согласиться со словами Hoai Thanh, сказавшим, что «Тхе Лы, как звезда, которая неожиданно появилась и осветила все небо вьетнамского поэзии». А критика и споры, окружающие его творчество, только подтверждают величину и важность творческой деятельности Тхе Лы для культуры Вьетнама.
Интересное
реклама