Внутри церкви, а главным образом внутри монастыря на рубеже XV-XVI вв. противоборствовали две группировки - иосифлян и нестяжателей (Заволжские старцы). Во главе Иосифлян стоял Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин, выходец из дворянской семьи). Он и архиепископ Геннадий выдвинули доктрину папоцезаризма. Они были сторонниками монашества и воинствующей церкви. На соборе 1503 г. был поставлен вопрос о монастырском землевладении, и там выступал Нил Сорский (происходил из богатого знатного рода, постригся в монахи в Кирило-Белозерском монастыре), который выступал за сокращение монастырского землевладения. Волоцкий выступил против, сказав, что нигде нет бедствующих жрецов и что монастырям нужны деньги на организационные моменты. Возобладала точка зрения Волоцкого - "иосифлян", но они должны были пойти на компромисс со светской властью и договорились о том, что монастыри не могут расширять своих земель без санкций на то великого князя. В итоге иосифляне начинают поддерживать политику Василия III и Волоцкий из идеолога воинствующих церковников становится идеологом служилого дворянства. Волоцкий занимался колоссальным накопительством для монастыря. Часто отдавал деньги в рост под проценты. В монастырях люди искали хорошей жизни, вследствие чего дисциплина падала. В связи с этим правила были очень строги, до жестокости. Пышное убранство церкви. Выступали за казнь еретиков. Нил Сорский выдвигал на первый план нравственное и духовное значение монашества, отрицал его политическую роль. Он предлагал умеренные реформы монастырского уклада. Так, программа, выдвинутая им на соборе 1503 г. отвечала интересам крестьян и боярской аристократии. Поэтому ревностными последователями Сорского выступали такие персоны как Вассиан Патрикеев, выходец из богатого дворянского рода. Он попал в скит к Сорскому, и идею нестяжателей относительно царской власти (отрицавшая обожествление царской власти) Патрикеев использовал в борьбе против власти через церковный институт. Сорский считал, что нельзя владеть чужими душами, и монастырь не имеет права накапливать. Трудиться каждый должен сам на себя, по принципу "кто не работает - тот не ест". Нельзя ничего брать от прихожан, никакого пышного убранства. Важна духовная жизнь и внутренний мир монаха. Отрицание казни для еретиков. Ересь жидовствующая Русская церковь была очень сильно связана с гос.властью, сильнее чем где-либо. После падения Константинополя эта зависимость усиливается, но и появляются еретические течения. В Новгороде и Пскове начинается движение стригольников (по Лихачеву - ремесленники, которые стригли сукно, по другой версии - монахи, люди, которые постригались в монахи). Они отрицали монастыри, святых, почитание икон и считали, что единственная святыня - это внутренний мир человека. Стригольники жили поборниками свободного человека, и это выражалось в религиозной форме. Это мировоззрение распространилось в другие города и получило название "ереси жидовствующей". Так ее назвал новгородский епископ, а Волоцкий подхватил. Руководители движения были казнены, а большая часть еретиков выслана.
Интересное
реклама