Литература церковного монастыря (латинская или клирекальная литература)
Делится на:
• богослужебные жанры – гимны, молитвенные песнопения, молебны, литургии
• житийные жанры – исповеди, ведения, комментарии к священному писанию, патристика, сочинения отцов церкви, историография, хроника, риторические сочинения, грамматики.
Внутри этой литературы существует также мощный пласт смеховой литературы (пародия, сакра – священная пародия, создателями которой были студенты). Пародировалось все жанры без исключения.
«Пир Киприана» - самая первая дошедшая до нас сакральная пародия. Церковь не запрещала. Была написана в целях лучшего запоминания Библии.
Житийные жанры оказали большое влияние на средневековый героический эпос («Песнь о Роланде») и рыцарский роман («Тристан и Изольда»). В становлении героического эпоса и рыцарских романов существенно возрастает значение религиозных христианских мотивов. Потому что, как известно, складываются национальные государства, в которых укрепляется христианство. (подробнее в вопросе №17)
Христианство наделило земную жизнь человека особым смыслом, придав всем человеческим деяниям духовную направленность (идеи милосердия, человеколюбия, святости, веры, праведности жизни). Церковь имеет монополию на образование. Образование приобретает богословский характер. Религия учит повиновению, покорности Богу, требует усмирения плоти ради спасения души.
P.S. Средневековые монастыри были хранилищами культуры, ее центрами. В них собирались библиотеки, переписывались произведения отцов церкви, переводились книги греческих и римских классиков. Монастырь в период раннего средневековья выступал практически единственной формой образовательного учреждения (наряду с монастырскими существовали также кафедральные или соборные школы, игравшие незначительную роль). Школы при монастырях давали образование исключительно религиозного характера. . В конце VJII в. благодаря деятельности Карла Великого их образовательный статус повысился, содержание образования расширилось.
Интересное
реклама