Влияние житийной традиции на средневековый географический эпос — сочинение

Основные тенденции и доктрины, определявшие облик средневековой культуры:
1. Христианская.
Глубоко религиозное восприятие мира (житие, гимны, мистерии, марлете). Основополагающие черты – христианская цивилизация и христианская культура.
2. Традиции античной культуры.
3. Народная.

Итак, мы рассмотрим тут христианскую тенденцию, а именно – житийную. Для начала вспомним, что такое житие (если вам удалось забыть это после руслита):
Житие — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий.
В становлении героического эпоса и рыцарских романов существенно возрастает значение религиозных христианских мотивов. Потому что, как известно, складываются национальные государства, в которых укрепляется христианство.

А теперь вернемся к житию. В житиях, как известно, с главным героем происходят чудеса, которые указывают на его особое предназначение в этом мире.
Чудеса в рыцарском романе:
Тристан и Изольда – главное чудо – это сама их любовь, которая была предопределена Богом. Из-за этой любви им пришлось пережить много испытаний.

+ чудо - убийство Тристаном чудища

Чудовище приближалось. Голова у него была медвежья, глаза красные, как
пылающие уголья, на лбу два рога, уши длинные и мохнатые, когти как у льва,
хвост змеиный, тело чешуйчатого грифа.

Тристан пустил на него коня с такой силой, что, хотя и щетинясь от
ужаса, тот прыгнул на чудовище. Копье Тристана, коснувшись чешуи, разбилось
вдребезги. Тогда храбрец обнажил меч, занес его и ударил дракона по голове,
но не оцарапал даже его шкуры; однако чудовище почувствовало удар: оно
выпустило когти, вонзило их в щит и оборвало его застежки. С незащищенной
грудью Тристан еще раз бросился на дракона с мечом и нанес в бок столь
сильный удар, что он прозвенел в воздухе. Тщетно: ранить дракона он не
может, а тот извергает из ноздрей потоки ядовитого пламени. Панцирь Тристана
почернел, как потухший уголь; конь его пал. Быстро вскочив на ноги, Тристан
вонзил свой добрый меч в пасть чудовища. Он проник в него весь и рассек
пополам сердце. В последний раз испустил дракон свой ужасный крик - и издох.



+их чудесная смерть :

Она повернулась лицом к востоку и помолилась Богу. Потом, слегка
приоткрыв тело, легла рядом с ним, со своим милым, поцеловала его в уста и в
лоб и нежно прижалась к нему - тело с телом, уста с устами. Так отдала она
душу, умерла подле него с горя по своем милом.
Когда король Марк узнал о смерти любящих, он переправился за море и,
прибыв в Бретань, велел сделать два гроба: один из халцедона - для Изольды,
другой из берилла - для Тристана. Он отвез в Тинтагель на своем корабле
дорогие ему тела и похоронил их в двух могилах около одной часовни, справа и
слева от ее абсиды. Ночью из могилы Тристана вырос терновник, покрытый
зеленой листвой, с крепкими ветками и благоуханными цветами, который,
перекинувшись через часовню, ушел в могилу Изольды. Местные жители срезали
терновник, но на другой день он возродился, такой же зеленый, цветущий и
живучий, и снова углубился в ложе белокурой Изольды. Трижды хотели его
уничтожить, но тщетно. Наконец, сообщили об этом чуде королю Марку, и тот
запретил срезать терновник.

Принято различать 2 типа житий:
1. Житие язычника, грешника, однажды узнающего истину, испытывающего обращения: «Житие Марии Египетской», известное с 7 века, житие блудницы, которую Богоматерь пустила в церковь, и та раскаялась.
2. Житие христианина с самого рождение: «Житие Алексея, человека божьего». Бахтин называет первый тип жития кризисным, именно в нём он видит исток авантюрно бытового романа нового мира: греховная жизнь, наполненная соблазном, перенесенные испытания.

Идеология Христа сложилась гораздо раньше, чем ведь борьба каролина с маврами уже существовала. Проповедь борьбы за крест могла сложиться в самых ранних вариантах песни.
Древний рассказ содержит жизнеописание Карла Великого Эрика. У него был грех – родил сына от сестры Гислы (ей пришлось стать монахиней, а ведь она была очень образованной). А Карл получил отпущение греха, которого не смел даже назвать.
Гибель Роланда – искупительная жертва за грех Карла Великого. В ядре этого сюжета – влияние житийных традиций. Но житийная традиция всегда считалась посторонней для дружинных песен.
Смерть Роланда описана как обряд смерти идеального христианского воина.
Роланд трижды ударяет мечом о скалу, ложится под сосной лицом к врагу.
Особый момент – Роланд отдал перчатку Богу. Перчатки давались вассалам в знак того, что вассал теперь – правая рука короля(графа и т.д.) После службы перчатка возвращалась. Роланд вернул перчатку Господу (он послужил ему).

Сказочно-авантюрная стихия еще роднит его во многом сказкой. Здесь нет житийной прозой, но все дополняется в нем описаниями душевных переживаний героев – это результат житийной традиции.


Комментарии: