Житие Александра Невского — сочинение

Александр Невский (1221-1263) – князь новгородский. Особенно прославился своей победой над немецкими рыцарями. Отец – Ярослав.
Жанр: Житие Александра Невского – скорее воинская повесть. Характерные особенности Жития: Александр родился от благочестивых родителей, премудрый, особенный, идеализированный герой; последовательное изложение событий его жизни от рождения и до кончины. Элементы воинской повести - описание сражений, подвиги отдельных людей, нарушение житейских законов - в житие святой удаляется от мира, а здесь наоборот.

Начало – шаблонное самоумоление своих качеств как агиографа ( «худый, грешный и недостойный»). Автор слышал о нем от старших и был знаком с ним лично.
Дальше сообщаются сведения о рождении Александра Невского и его облике (огромный рост, великая сила, громогласность, премудрость)
Александр побеждает с маленькой дружиной огромную армию из Швеции (краль части Римския), помолившись в церкви святой Софии и имея великую веру в Бориса и Глеба. Воинские повести о битвах на Неве и Чудском озере составляют основу жития.
Западные соседи построили город во владениях Александра. Он пошел на них и уничтожил город. литовцы стали бояться его имени

Освободил взятый немцами Псков и с большим войском отправился на немцев. С молитвой вступил Александр в сражение с ними на Чудском озере – 5го апреля 1242 года – Ледовое побоище.

1245 – Литовцы напали и ограбили земли Александра. Князь разбил их, и литовцы стали бояться его имени.

Батый признает Александра лучшим из князей, а потом опустошает Сульздальскую землю (четко!). Александр наводит там порядок – за это ему особая похвала от автора.

Римский папа посылает к Александру кардиналов, которые предлагают ему принять католическую веру. Тот отказывается.

Александр отправляется в Орду, Батый относится к нему уважительно. Но зато проявляет гнев относительно его младшего брата. Причины автор не указывает, однако отмечает, что его проявлением было пленение Суздальской земли ордынским воеводой Неврюем. Во второй раз князь едет в Орду "отмолить людей от беды", то есть от участия русских воинов в походах татарских войск. На обратном пути Александр заболевает, отравленный в Орде, постригается в монахи , принимает схиму и умирает. Чудо: протягивает руку из гроба и берет "прощальную грамоту" у митрополита. Автор оплакивает кончину своего господина.

Итак, А.Н. изображен как идеальный князь и воин. Все физические и духовные качества в наивысшей степени. Однако там не нашлось места христианским добродетелям - кротости и смирению.

Комментарии: