Житие протопопа Аввакума — сочинение

«Житие протопопа Аввакума». Автобиографизм, язык и стиль - 42. Проблематика и композиция «Жития протопопа Аввакума»
«Житие протопопа Аввакума». Автобиографизм, язык и стиль.
Проблематика и композиция «Жития протопопа Аввакума». Протопоп Аввакум (1621-1682)– вождь и вдохновитель старообрядчества.
Книги с церковными обрядами современной греческой церкви не во всем совпадали с русской церковной практикой. По почину патриарха Никона (середина 17 века) греческие богослужебные книги должны были заменить русские. Отсюда в 40х годах возник кружок «ревнителей благочестия», задачей которого являлось поднятие религиозного и нравственного уровня русской церкви. «Житие» ( 1672 – 1675) - Первый в русской литературе опыт автобиографии. Содержание:
Родился в селе Григорове в Нижегородской области в 1621 году. Женился на Настасье Макаровне, которая стала его верной спутницей, одобряла в трудном жизненном пути. Был выслан из-за строптивого характера в село Лопатицы, и там в 21 год стал дяконом, в 23 – священником.
Снова начинаются гонения на Аввакума, и он с женой и детьми отправляется в Москву. Был назначен протопопом в Юрьевец-Повольский. Но и там мужики и бабы избивают его. Аввакум считает, что с ним так поступали, потому что он унимал попов и баб от «блудни» и за слишком строгое взыскание патриарших податей.
В 1652 году снова приходит в Москву без семьи и устраивается священником в Казанском соборе. Не поддерживал Никона и, ступив в борьбу против него, поплатился заключением в Андрониевском монастыре ( ну и как всегда в древнерусской литературе описываются наказания - там его жестоко бьют, плюют в глаза и все такое). Ссылают в Сибирь, в Тобольск. За полтора года жизни там на него было подано пять доносов. Ссылка на границу Монголии, где жизнь была голодной и холодной, и Аввакум часто был под угрозой смерти (снова говориться от всяческих издевательствах над ним местным воеводой Афанасием Пашковым).
В 1663 году с целью примирить Аввакума с официальной церквью царь зовет его в Москву. Власти просят Аввакума только о том, чтобы он молчал, суля ему почетные должности и отдавая деньги пачками. Аввакум сдерживался полгода, но потом послал письмо царю с просьбой «взыскать старое благочестие». Аввакума с семьёй ссылают на север в Мезень. Когда вопрос о борьбе со старообрядцами встал очень остро (1666 =О год ) привезли в Москву и полтора года, чередуя физические меры с увещеваниями, пытались победить его упорство. Но ничто не сломило Аввакума. Его снова отправляют в ссылку, на крайний север, в Пустозёёрск (1667), где он и его последователи энергично продолжают борьбу за старую веру. Там и началась его литературная деятельность, несмотря на ужасные условия существования. 14 апреля 1682 года он был сожжен в срубе вместе с Лазорем, Епифанием и Фэдором «за великия на царский дом хулы». В «Житии» Аввакум неоднократно указывает на чудеса «божьей силы», которая его поддерживала: он и его семья не тонут в воде, ангел насыщает его вкусными вещами, лёд расступается по его молитве и д.
Стиль, Язык:
- Новаторство – традиционное житие Аввакум трансформирует в полемически заостренную автобиографию, в повествование не о каком-либо постороннем угоднике, а о самом себе. Старые книжники воспитывались в пренебрежении к собственной личности, произведение Аввакума они посчитали бы гордыней.
- «Житие» поучительное и полимическое, обращено к широкой аудитории единомышленников.
- Аввакум смело пользуется живой речью, вводит в неё диалектические особенности своего родного григоровского говора (н/р постопозитивный член – указательное местоимение после существительного).
- Начинает «Житие» чистой церковнославянской речью, меняет потом на живую русскую, изредка цитирую «священное писание».
- Контрастируют с ними вульгаризмы, бранные эпитеты в адрес противников (н/р Никон у него «носатый и брюхатый борзой кобель», «лис», «адов пёс» (одно семейство собачьих. Конечно, это же Я делаю билет!)
• К лицам особо уважаемым и страдальцам за веру Аввакум иногда посылает обращения в торжественно-витиеватой церковнославянской форме. • Для оживления речи Аввакум вводит в неё оговорки, присловья и пословицы (н/р «Из моря напился, а крошкою подавился»
- В «Житие» большое количество диалогов • Всё это – черты реалистического письма.


Комментарии: