Бойцовский клуб – та самая книжка в мягком желтом переплете, зачитанная до дыр, с множеством закладок и восклицательных знаков на полях, затертая и потрепанная, а, значит, и любимая, которая кочевала из сумки в сумку на протяжении моего взросления. Сколько же людей, так же как и я, считали её своей настольной книгой, исповедовали бунт, яро отрицали систему ценностей и боролись, как могли, с влиянием враждебной системы. Книга, написанная Чаком Палаником в 1996 году, приобрела широкую популярность, как впоследствии и потрясающая экранизация, снятая Дэвидом Финчером в 1999 году.
Сюжет довольно незамысловат. Основой его является конфликт человека и системы и его отчаянный бунт против нее. Мы видим, как два героя, встретившись, собирают бойцовский клуб, который перерастает в организованную террористическую организацию, ставящей своей целью полное разрушение существующей цивилизации путем уничтожения кредитной системы и предметов искусства. Все, казалось бы, просто. Однако к концу мы понимаем, что героев не два. Это, в сущности, один человек – рассказчик и его альтер-эго. Кажется, к конфликту человека и системы это отношения не имеет, но это действительно лишь кажется. Начнем по порядку.
Поначалу появление «Бойцовского клуба» было воспринято неоднозначно, однако позже и книга и фильм были названы культовыми. Широкая популярность «Бойцовского клуба» позволяет сделать тот вывод, что идеи, отраженные в книге, очень хорошо резонировали с умонастроением людей. Об этом говорит и то, что настоящие бойцовские клубы, созданные по образу и подобию книжного, были зарегистрированы на территории Америки и других стран, в том числе и в России. Говорят, они существуют и по сей день, правда, в более «окультуреном» виде. Это, кстати говоря, совершенно противоречит идеологии клуба – его «окультуривание» ни в какой мере невозможно. Однако, это не важно, важен факт острой актуальности данной темы в умах людей. Ситуация в мире на рубеже столетий была напряженной, что сильно отражалось на умонастроении народа, но можно предположить, что проблема неумеренного потребления и недовольства чрезмерностью благ, предоставляемых цивилизацией, всегда была в большей или меньшей степени актуальна. Возможно, корни находятся в самой природе человека – невыполнимость задачи полного удовлетворения своих нужд заводит человека в тупик все большего увеличения потребления, а цивилизация только рада потакать ему, так как спрос всегда и неизменно будет рождать предложение. Достижение той черты, когда предложение становится навязчивым и бесконтрольно врывающимся в жизнь человека – лишь вопрос времени. Так, цивилизация, постепенно развиваясь, поначалу не доставляла таких проблем своим создателям. Условно, временем достижения ощутимого дискомфорта можно считать XX век – век появления этих двух произведений – «Недовольство культурой» и «Бойцовский клуб».
С точки зрения психоанализа эту проблему рассматривал Зигмунд Фрейд. Наиболее полно свои размышления он изложил в трактате «Недовольство культурой», который был издан в 1930 году.
Интересное
реклама