Однажды «Бойцовский клуб» был назван конспектом фрейдовского трактата, и, надо сказать, не зря. По сути, Паланик создал виртуальную объемную иллюстрацию желаемого бунта – апогея недовольства культурой: «Телевидение внушило нам веру в то, что все мы станем миллионерами, звездами кино и рок-н-ролла. Все вранье. И мы начали это осознавать. И это приводит всех в ярость» . Реплики главного героя – явно антисоциального типа с психологическими отклонениями – звучат как лозунги и надолго остаются в голове, заставляя все больше и больше думать, вникать: «Лишь утратив все до конца, мы обретаем свободу», «Люди – рабы своих вещей», «Мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы купить барахло, которое нам не нужно». Так, главный герой - рассказчик - даже не имеет имени, это типичный американский среднестатистический клерк, коих тысячи. Его бессонница становится первым сигналом – что-то не в порядке. Идеально укомплектованная квартира взлетает на воздух, герой набирает номер нового знакомого: «Тайлер, спаси меня от шведской мебели. Спаси меня от произведений искусства. Не хочу больше быть укомплектованным. Не хочу больше быть довольным. Не хочу больше быть самим совершенством». Затем выясняется, что Тайлер – не что иное, как часть личности самого рассказчика, его альтер-эго: «Ты искал способ изменить свою жизнь, но сам ты бы не справился. Воплощение всего, чем ты хотел быть — это я. Я умён, талантлив и что самое главное — свободен от всего, что сковывает тебя». Тайлер является наглядным примером фрейдовского термина «Оно». «Оно» - это бессознательная душевная субстанция, некий резервуар хранения всех вытесненных из «Я» желаний, стремлений и влечений; «оно» - это воплощение хаоса, «то, что противостоит способу организации, свойственному «Я». Бессонница главного героя, рассказчика, послужила непосредственным катализатором внутреннего взрыва, вследствие которого «Оно» ворвалось в жизнь «Я», и читатель стал свидетелем раздвоения личности.
Интересное
реклама