Историческая трансформация формальных и неформальных отношений в группах — сочинение

Историческая трансформация формальных и неформальных отношений в группах
Изменение восприятия организации не как технической структуры, а как объединения людей определило актуальность исследования лояльности персонала и, как следствие, повысило значимость социально-психологических факторов трудового поведения сотрудников по сравнению с материальными факторами. В частности, все чаще акцентируется внимание на нематериальных методах мотивации, показателях удовлетворенности пребыванием в организации. Подтверждением тому является внедрение различных социологических опросов во многих компаниях, при помощи которых руководство организаций стремится получить объективное мнение сотрудников относительно своего работодателя, а также оценить уровень их лояльности организации с целью повышения удовлетворенности и эффективности работы персонала.
Надо отметить, что именно в связи с актуализацией человеческого фактора в практике управления неформальные отношения со временем трансформировались в новые формы взаимодействия исполнителей и руководителей, и именно современный тип неформальных отношений можно рассматривать в качестве инструмента управления, так как они способствуют укреплению лояльности сотрудников организации.
В последнее время, неформальные отношения способствуют более эффективному функционированию организации.
Среди вертикальных неформальных отношений (между подчиненными и руководством) можно выделить следующие типы: патерналистские, партнерские и командные, характерны определенным историческим периодам: советскому, постсоветскому, современному.
Ярким примером вертикальных неформальных отношений являлись патерналистские отношения «советского периода». В этот период развитию неформальных отношений способствовало «отеческое покровительство» руководителя над коллективом. Оно выражалось ожиданиями подчиненных материальной поддержки в период «экономики дефицита», которая порождала деятельность в виде распределения по неформальным контактам хронически дефицитных продуктов и услуг. Таким образом, стремление обладать редкими благами порождало развитие самобытной формы не денежного обмена (личностного блата), бартер услуг, предоставляемых на основе личных отношений.

Комментарии: