Теория Москва - Третий Рим — сочинение

Теория "Москва - третий Рим" оформилась во времена правления Василия III и была впервые сформулирована Филофеем, старцем Елеазарова монастыря в письме к Василию. Москва - третий Рим после Рима и Константинополя, а четвертому не бывать. Москва - центр православия, объединивший все русские земли вокруг себя. "Сказание о князьях владимирских" В основе "Сказания" - попытка установить генеалогическую связь московских князей с основателем Римской империи - Августом-кесарем. Брат Августа Прус был послан римским императором на Вислу (исторически "пруссы" - название литовского племени, населявшего нижнее течение Вислы). Призванные новгородцами князь Рюрик происходит из рода Прусова. Следовательно, политические права на единодержавную власть московские князья унасоедовали от своих "прародителей" - от самого Августа-кесаря. Затем "Сказание" сообщало о даре греческого императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру царских регалий - венца, скипетра и державы. Этим венцом Владимир венчается и нарекается "царь великия Росия". На самом деле Константин Мономах умер, когда Владимиру было всего два года. Эта легенда также служила политическим средством обоснования прав московских князей на царский титул и на самодержавную форму правления, содействовала укреплению внутриполитического авторитета этой власти и способствовала упрочению международного престижа Московского гос-ва.


Комментарии: