И.Н. Данилевский Древняя Русь глазами современников IX-XII — сочинение

Еще более важную роль, чем вече, на Древней Руси играл князь со своей дружиной. О том, когда они появились и откуда, можно только догадываться. Автор книги приводит цитаты из древнеримских историков, свидетельствующие о существовании дружины во главе с вождем у древних германцев. Судя по этим источникам, русские князья и дружинники не сильно отличались от германских, тем более, что вслед за древнеримскими летописями, автор цитирует и древнерусские.
Общая численность дружины составляла несколько сот человек. В ее состав входила старшая дружина – бояре, участвовавшие в управлении, средняя – воины и младшая – слуги. Первоначально князь был в своей дружине первым среди равных, и все важные вопросы решал вместе с дружиной, прислушивался к ее мнению. Отечественная история насчитывает немало случаев, когда именно дружина решала вопрос – пойти на кого-либо войной или взять дань и уйти.
Бывало и не такое – например, князь Святослав не пошел по стопам матери и не крестился, потому что дружина бы это осудила. За верную службу князю дружинники получали богатство, а позже и земли. Причем, по словам автора, главным в даре была не его ценность, а то, что он получен от князя – таким образом, отношение древних руссов к богатству и вообще к личной собственности коренным образом отличалось от современного. Отрицательным было и отношение к накопительству.
Как пример иного, чем у современных людей, взгляда на имущество и дар, автор приводит тут историю о Белгородском киселе. Итак, город Белгород осадили печенеги. У жителей закончилась провизия. Вконец отчаявшись, они уже хотели сдаться на милость победителя, но нашелся мудрый человек, который придумал хитроумный выход. Он велел собрать остатки зерна, сварить из них кисель, налить его в кадку и поставить в яму.
Затем в город пригласили печенежское посольство, чтобы показать ему, что жители Белгорода берут еду прямо из земли. Потом послов накормили и отпустили, а вслед за этим печенежский хан снял осаду. «Уход печенегов от стен Белгорода, видимо, (слова Данилевского) объясняется не только наивностью печенежских князей, проведенных белгородцами, но и тем, что, отведав угощения, они не могли продолжать осаду города, который их накормил и напоил».
Следующая глава книги Данилевского посвящена не менее интересным вопросам: Что такое дань и полюдье, и какова разница между этими понятиями? Автор утверждает, что: «В ранних обществах основной целью ведения военных действий был, как правило, захват добычи, в том числе рабов. Гораздо реже речь шла о притязаниях на чужую территорию». С захваченных территорий собиралась дань. Вообще,
Данилевский, да и другие авторы, которых он цитирует в своей книге, утверждают, что на первых порах деятельность князя и дружины мало, чем отличались от действий обыкновенной разбойничьей шайки с атаманом во главе. О значении термина «полюдье» существуют разные точки зрения. Одни считают, что это способ сбора дани, которая взималась со всех жителей княжества. По мнению других, свободные общинники не облагались данью, но платили полюдье.
Таким образом, дань взималась только с покоренных врагов. Автору, судя по всему, ближе вторая точка зрения (кстати, всего разных мнений по этому вопросу в книге приведено гораздо больше чем два). Закончив разбор этого вопроса, автор возвращается к теме содержания князем своей дружины. Воины проводили большую часть своего времени в походах, а обеспечивала их так называемая «Служебная организация». Она кормила, вооружала и снаряжала дружину.

Комментарии: