И.Н. Данилевский Древняя Русь глазами современников IX-XII — сочинение

Прежде чем обсудить каждый орган власти в отдельностиДанилевский коротко рассказывает о системе населенных пунктов, существовавших на Руси. Оказывается, не каждому читателю это было известно ранее, тогда не существовало единых понятий «город» и «деревня», как они существуют в современном мире. Отсюда и вытекает – огромное разнообразие типов населенных пунктов, которые не раз упоминаются в различных летописях о Древней Руси. Современный читатель может различить среди всего разнообразия названий: города, пригороды, городища, погосты, сельца, села, слободы, селища, городцаи многое другое. О признаках, по которым они различались можно только догадываться.
Однако все современные историки сходятся на том, что городами на Руси считались населенные пункты, которые были обнесены оборонительными сооружениями. Именно в городах располагался один из важнейших древнерусских органов власти – вече. Интересно отметить, что этот политический институт существовал не только в Новгороде, но и в других городах, хотя нигде больше оно не было таким знаменитым и могущественным. Более того – в разных летописях в разное время под словом «вече» понимались неодинаковые понятия.
Это могло быть и народное собрание, и совещание князя с дружиной. Тут же автор приводит большое количество цитат из древнерусских источников, в которых понятие «вече» обозначает различные явления. По этой причине непросто сказать о том, когда появилось вече, и когда оно перестало существовать. По некоторым признаком можно сделать вывод, что оно существовало, если можно так выразится, «с самого начала», и продолжало собираться вX-XII вв. Приводя несколько выдержек из летописей, Данилевский наглядно опровергает теорию «молчания» веча в одиннадцатом столетии. Если у своих истоков вече и было по-настоящему «народным» собранием, то во времена, о которых пишут летописцы, простой народ в нем уже не участвовал. Кроме того, вече было сугубо городским органом власти, то есть сельские жители не принимали в нем участия, а ведь именно они в те времена составляли большуючасть населения Руси. По мнению автора, и не только его одного, в знаменитом Новгородском вече принимали участие 300-500 человек, бояр и богатейших купцов. Вечевые собрания проводились на площади, участники его сидели на скамьях. Компетенция вече, особенно в Новгороде была весьма обширной: вопросы войны и мира, судьбы княжеского престола и администрации, сбор налогов, распоряжение городской казной и землями и многое другое.
Вместе с тем, эти же вопросы мог решать и князь с дружиной – а подобное, пишет автор, способно привести к конфликту. «Не меньший интерес, чем все предыдущие вопросы, представляет проблема географического распространения вечевых порядков в русских землях» – так говорит Данилевский. Помимо Новгорода вече (правда, не особенно часто) собиралось в Киеве, Белгороде, Владимире Волынском и еще в ряде городов.
Далее автор приводит разные взгляды на географию распространения веча и заявляет о невозможности подтвердить или опровергнуть какую-то из существующих точек зрения. В своих выводах по итогам этой главы автор не делает никаких неожиданных заявлений. Очевидно, что вечевые традиции имеют глубокие корни, и что их суть со временем менялась. Также ясно, что менялся и социальный состав веча.
В компетенцию этого органа входили самые разные вопросы, а географическое расположение вышеупомянутых традиций со временем подвергалось изменениям. «Если на Северо-западе вече с XII в. переживало своеобразный расцвет, то на Северо-востоке оно, видимо уже к концу XII в. прекратило свое существование». Большинством сделанных выводов автор подтверждает общепринятую (и, на мой взгляд, верную) точку зрения.

Комментарии: