«В России студенты, как и государство, приносят более половины средств в университеты. В этом утверждении нет никакой арифметической ошибки, просто значительная часть средств, поступающих от государства, распределяется в зависимости от количества студентов, в качестве платы за бюджетников или целевых ассигнований – то есть, выделяются государством, но приносятся в вуз, в конечном счете, студентами, хотя и на поставленных государством условиях поддержания какой-то успеваемости [Соколов и Волохонский, 2013]».
Михаил наглядно демонстрирует нам плачевную ситуацию, которая связана с мотивацией людей, отправляющихся в университеты. Он отмечает, а затем наглядно демонстрирует свои суждения в таблицах, что большинство идут в институты далеко не за высшим образованием, не для того, чтобы постигнуть необъятные знания, открыть и изведать для себя много нового. Все чаще люди отправляются в университет, лишь за дипломом, чтобы получить этот документ и не знать проблем при устройстве на работу, хотя многие работодатели перестали обращать на «корочки» особое внимание.
Затем Михаил Соколов переходит непосредственно к интересующей уже не только его самого, но и нас, проблеме. Она основана на суждении о том, что тот студент, который платит за свое «место под солнцем» в его университете, то он имеет куда больше привилегий со стороны преподавателей.
«Власть студентов над профессорами особенно ощутима там, где студенты платят свои собственные деньги за обучение. Пока студент учится за государственный счет, он зависит от профессора в том, что профессор помогает выстроить какой-то фасад перед государственным чиновником, дистанционно наблюдающим за ними обоими. Профессор ставит ему оценки и может угрожать тем, что откажется представлять доказательства того, что студент чему-то научился. Студент зависим от профессора в поддержании какой-то видимости в глазах государства, и поэтому степень его контроля ограничена (правда, профессор тоже зависит от студента, но в несколько меньшей степени – [Титаев, 2012]). Но если студент платит за себя сам, то профессорская власть выхода из их коалиции гораздо слабее. Каждый сам знает, как ему лучше тратить свои деньги, и не обязан отчитывать перед другими, а значит и помощь ему в этом не нужна. Большое количество профессиональных студентов, которые хотят чему-то учиться и готовы платить за свое образование, способны развернуть весь университет в совершенно новом направлении. «Академическая революция» в Соединенных Штатах за 30 лет превратила пещерную в смысле образования страну в нынешнюю академическую сверхдержаву [JencksandRiesman, 1967]. Это сделали когорты студентов, которые, в отличие от детей колониальной аристократии, объявили, что хотят учиться и что они поступят в тот университет, где смогут получить самое лучшее образование. Университеты тогда очень быстро на это отреагировали. Богатые университеты на восточном побережье стали строить лаборатории и нанимать профессоров, которые учились в Европе, а те, кто западнее – нанимать выпускников с восточного побережья».
А теперь задумаемся, к чему же приведет нас такая ситуация, которую описал Михаил Соколов. Все очень просто! Раз можно платить за свое место, которое безоговорочно обеспечивает вам получение долгожданной «корочки», то зачем учиться и получать знания? А что в результате?
Интересное
реклама