С того дня, как на заседании Общества любителей российской словесности Достоевский произнес свою знаменитую пушкинскую речь, прошло почти полтора века, однако проблемы, о которых говорил автор «Дневника», актуальны по сей день.
Магистральная идея пушкинской речи заключается в стремлении человечества к будущему сближению, братству, мировой гармонии: «Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей» . Достоевский не просто верил в этот идеал, он считал его законом истории, независящим от желания отдельных людей. Из этих размышлений и следует представление Достоевского о долге писателя и литературы – укреплять будущее межчеловеческое братство.
Свою речь о Пушкине автор «Дневника» начал со знаменитых слов Н.В. Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русской человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет» . Достоевский согласен с Гоголем в том, что «чрезвычайность» и «единственность» Пушкина не в его новаторстве в области формы и стиля, а в его глубочайшей народности. Эту гоголевскую мысль уже в новых исторических условиях и развил Достоевский в своей речи.
Пушкин, равно как и его последователи его народного реализма, придерживались идеи, что в основе художественного творчества должна лежать действительность, которая несравненно сложнее и многообразнее любого поэтического вымысла. Однако лишь поэту доступно увидеть в действительности ту художественность, что недоступна глазу обывателя. Героем же произведений этих поэтов был «все тот же русский человек, только в разное время явившийся. Человек этот, повторяю, зародился как раз в начале второго столетия после великой петровской реформы, в нашем интеллигентном обществе, оторванном от народа, от народной силы» . Таким образом, всю русскую литературу XIX века, начиная с Пушкина, объединяет изображение одних и тех же национальных типов, характеров и ситуаций, отличия которых подчинены историческим законам. Следовательно, задача литературы заключается в том, чтобы найти эти типы и характеры и отразить их.
Достоевский приводит в качестве примера образы Алеко и Онегина, на создание которых Пушкина побудила сама история. «В Алеко Пушкин уже отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе нашем. Тип этот верный и схвачен безошибочно, тип постоянный и надолго у нас, в нашей русской земле, поселившийся» , – пишет автор «Дневника». Стоит также отметить, что именно по этой причине Достоевский горячо спорил с теми, кто считал, что Алеко и Онегин являются всего лишь подражанием героям Байрона. Разумеется, это не так, ведь тысячи пушкинских современников – представители высших и образованных слоев общества – становились «русскими скитальцами» потому, что искали не личного счастья, а общечеловеческое, всемирное.
Пушкин, по мнению Достоевского, был не только зеркалом «живой жизни» в ее развитии и выразителем самых злободневных тем, но и умел разглядеть и указать будущее направление русской жизни. Автор «Дневника» вознес своего учителя до уровня пророка, который:
Обходя моря и земли,
Глаголом жег сердца людей.
Подобные мысли посещали Достоевского и до работы над пушкинской речью. В частности, в черновых материалах к роману «Бесы», он назвал Шекспира «пророком, посланным богом, чтобы возвестить нам тайну о человеке, душе человеческой» . Однако самого Пушкина Достоевский считал несомненно выше Шекспира, так как герои последнего, в какой бы стране они не родились, по своей сущности были типичными англичанами. Тогда как поэтический дар Пушкина позволял ему изображать самые тонкие национальные черты своих героев, будь то сцены из «Фауста» или «Подражания Корану».
Итак, пророческий смысл литературы по Достоевскому заключался в умении постичь всю суть жизни, некоторые части которой могут быть скрыты от общества до определенного времени. Однако они существуют и дадут о себе знать в будущем. А истинный поэт способен не только провидеть их, но и уловить целостную картину жизни со всеми ее законами и скрытыми возможностями.
Еще одну заслугу Пушкина автор «Дневника» видел в том, что великий поэт сумел подойти к жизни простого русского человека не «извне», а «изнутри». Без какого-либо барства и снисходительности, классик сумел проникнуться стихийным народным миросозерцанием, главной чертой которого является «всемирная отзывчивость». «И эту-то способность, главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим, и тем, главнейше, он и народный поэт» .
Достоевский закончил пушкинскую речь мыслями об огромном общественном значении литературы вообще и произведений Пушкина в частности. Он уверен, что великий классик унес с собой в могилу «некоторую великую тайну», которая на момент открытия памятника Пушкину не была разгадана. В нынешнем году этой тайне исполнилось 178 лет.
Интересное
реклама