Его раннее творчество- это комедия. Трагедии у Корнеля были первой манеры и второй манеры. «Сид» и «Гораций» относятся к первой манере, а ко второй- трагедия «Радагуна».
«Сид». на реальных событиях. Испанский народный герой. («Песнь о моем Сиде»). Но здесь события разворачиваются вокруг его частной жизни (мавры чуть-чуть упоминаются), женитьба на Химене. Их отцы поссорились (отец Х. дает пощечину отцу Родриго). Этот поступок смоется только кровью (дело
чести). от выбора Родриго зависит и его судьба, и Химены. Родриго убивает на дуэли отца Химены. Но это не конец. Такой же выбор возникает в душе Химены, она хочет казни Родриго, но при этом она все еще его любит. Это максималистский подход, но если бы герой не шел до конца, это была бы драма, а не трагедия. Единственный, кто поддерживает Химену в ее решении- это сам Родриго. Потом упоминаются мавры. Теперь Сид защитник государства, а для классицистов государство важнее всего, поэтому король просит Химену простить Родриго и выйти за него замуж, так как все знают, что она его до сих пор любит. Финал открытый.
Нарушения: сюжет взят из Средневековья, в этот момент Франция воевала с Испанией, единства времени (не в один день, а в полутора суток), пощечину дают на сцене, единство места (дом короля, дом Химены), также есть вторая сюжетная линия (вторая дочь короля инфанта, которая тоже влюблена в Родриго. У нее тоже конфликт чувств и разума- принцесса не может любить простого дворянина.) Классицистам не понравился финал, что Химена согласилась выйти замуж за Родриго. Хотели изменить финал, но Мольер сказал, что Химена не дает согласия (последняя реплика). Мольер писал: «Нельзя сказать нет королю, можно только не сказать да». Это произведение относится к Трагикомедии.
«Гораций». Рим хотел объединиться с Альболондой. То есть кто-то кого-то должен присоединить к себе. Назревает война, чтобы не допустить этого от каждой стороны выставляют по три бойца: Рим братья Горации, Альба Куриации. Но реально в действии участвует только по одному: Гораций и Куриации. У каждого есть сестры. Камилла невеста куриации, а Сабина жена Горация (то есть она уже принадлежит к роду мужа, а Камилла еще к своему роду, так как не замужем).
Долг перед государством- самый главный долг у классицистов, а также чувства, но не страсть, а семейные узы- это тоже гораздо выше.
Гораций все же отказывается от родственных чувств, выбирает долг, а Куриации не может отказаться от чувств, он идет сражаться, но все равно считает Горации своей семьей. Теперь понятно, кто победит. Также конфликт в душах женщин. Сабина говорит, что будет оплакивать того, кто погибнет в этом бою. Она предлагает убить себя, так как не будет ее- не будут Г и К родственниками. Камилла ропщет, говорит, что будет проклинать того, кто победит, не важно брат или жених. В бою погибают: два брата из Рима и все Куриации, выживает один Горации. Камилла проклинает своего брата. Но на стороне Камиллы тоже есть правда, она предсказывает гибель Рима. Горации убивает Камиллу, но народ его все равно оправдывает.
Со временем взгляды Корнеля на государства изменились, связано это с «Фронта»- несостоявшееся восстание. Корнель понимает, что все хотят власти, а благие намерения только прикрытие. Как говорили в Античности, что человека губит три вещи: похоть жадность и тщеславие.
Трагедия второй манеры. Здесь есть черты Барокко. «Радагуна». Сюжет из Античности, но тоже есть несоблюдение законов классицизма. Две пары персонажей: царица Клеопатра, у нее два сына- близнеца: Селевк и Антиох. Четвертый персонаж- принцесса Радагуна- наложница мужа Клеопатры, который умирает, то есть теперь должен быть царем кто-то из братьев, но они близнецы, только К. знает, кто был первым. К. решает, что царем будет тот, кто убьет Радагуну, но братья оба влюблены в Радагуну. Радагуна все понимает и говорит, что будет с тем, кто убьет Клеопатру. Это еще более сложный выбор. Единственный копромис- это не делать выбора. Антиох от всего отказывается, Селевк хочет компромис. …… Клеопатра отравлена ядом. Финал тоже вопрос. К. предсказывает наследника, который похож будет на нее, то есть неизвестно еще, что их ждет. Мотив маски: К. говорит одно, думает другое, делает третье (мысль, слово и дело должны были быть соблюдены, но у Корнеля этого нет, поэтому черты барокко) Также невозможен нравственный выбор, то есть большую роль играет случай (барокко)
Жан Росин. Второй по порядку трагик классицизма, в каком-то смысле продолжатель Корнеля, но со временем его трагедии начинают существенно отличаться от Корнеля.
Трагедии Росина более психологичны.
Столкновение требований разумного толка и страстей (не чувств). Часто страсти побеждают, но Росин показывает, что страсти губят человека, портят его жизнь.
Трагедия Росина «Адромаха» (жена Гектора). Предысторией являются события Троянской войны, но здесь уже более четко показаны действия после Троянской войны. Андромаха с сыном (Астионаксом) после смерти Гектора попала в плен к Пирру (Неоптолему). Гермиона- невеста Пирра, а также дочь Елены и Минелая. Орест Гермионе двоюродный брат, но он влюблен в нее. Пирр влюбился в Андромаху. Во всех этих случаях любовь безответная, так как Андромаха хранит верность погибшему Гектору.
Идея предопределений. Практически во всех произведениях Росина любовь безответная, так как считается, что любовь обрушивается на человека и он не знает, что с ней делать. Завязка конфликта в этой трагедии- приезд Ореста, который приезжает с поручением забрать Астионакса, так как грекам он страшен, ибо может отомстить грекам. Греки хотят убить Астионакса. Но Орест хочет вместо Астионакса забрать Гермиону. Все обезумев делают выбор в пользу любви. Но самый тяжелый выбор у Гермионы: она любит Пирра, но когда он от нее отказался, в ней зарождается ненависть.
Росин в своих произведениях следует законам классицизма (единство времени; события происходят даже не за сутки, а за день, это достигается с помощью того, что все уже знают предысторию событий). Корнелю это удавалось гораздо тяжелее.
Андромаха дает согласие на брак с Пирром, но хочет после сразу покончить с собой, чтобы Пирр все же защитил Астионакса. Но это не должно было случится, так как Орест под влиянием Гермионы решается убить Пирра, но убил не сам он, а его соратники.
Все события здесь как продолжение прошлого, но немного в другом смысле, так как герои здесь руководствуются не общественным долгом, а своими личными, эгоистичными чувствами.
Гермиона потом покончила с собой, а Орест сходит с ума. (Это произведение Росина относится к раннему этапу его творчества)
«Британия». Нерон- в истории Рима остался как один из самых страшных императоров. Тиран, который совершил множество убийств, в том числе по его указу была убита его мать Агриппина. Нерон очень любил театр, но в трагедиях, которые показывались Нерону, убивали по-настоящему. Но Росин обращается к начальному этапу правления Нерона, когда тот еще был мудрым и добрым правителем, а народ его очень любил. «Чудовище в зачатке»- Росин о Нероне. Росина больше всего интересовало то, как человек приходит ко злу.
Это политическая трагедия. Здесь Росин показывает, что неограниченная власть способствует как раз проявлению зла.
Нерон внезапно влюбляется в невесту своего брата Британика Юнию, но безуспешно. Нерон угражает ей тем, что убьет Британика, если Юния не согласится.
Второй конфликт- конфликт Нерона с матерью. Агриппина привела сына к власти нарушая все возможные законы, Агриппина хотела сама управлять руками сына, но тот вырос и начал сопротивляться.
Юния уже хочет отказаться от Британика, но Нерон не сдержал своего слова, он все равно убил Британика, как соперника по власти и счастливого соперника по любви. Этот момент (смерть Британика) для Нерона был как бы порогом, после которого Нерон начал совершать многочисленные убийства.
Бур (честный воин) и Нарцис (лживый придворный). Народ потом убьет Нарцисса, так как тот пытался похитить Юнию, которая уже к тому времени стала весталкой.
Конец открытый, так как Нерон ни как не наказан, более того, он продолжает совершать злодеяния.
Эта идея о том, что неограниченная власть- это плохо. Как раз в это время во Франции правил Людовик 14, который первое, что сделал упразднил премьер-министра, так как не хотел делить власть.
Трагедия «Федра»- одна из самых лучших трагедий Росина. Трагедия Еврипида «Ипполит»- основа. 17:27:41
Здесь есть персонаж, которого не было у Еврипида- принцесса Арикия. Она находится в плену с целью никогда не выйти замуж, чтобы не восстановить род афинских царей. Ипполит (женоненавистник) вдруг влюбляется в Арикию.
Новая тема- тема политической власти. Ее не было у Еврипида. Хотя здесь тоже только возможный конфликт, он присоединяется к любовному конфликту. Мотив родового проклятия. Но не в смысле семьи, а в смысле первородного греха: ни один человек, как бы правильно он не жил, праведником считать себя не может. Несмотря на то, что Росин взял здесь античный сюжет, он смог воплотить концепцию предопределений, которая уже была свойственна христианской церкви.
Мольер. Один из самых крупных комедиографов. Мольер- это псевдоним, его настоящее имя- Жан-Батист Поклен. Он происходил из достаточно зажиточного рода, его отец занимался отделкой королевских покоев. Поклен- старший мечтал, что его сын продолжит его дело, но мольер с детства увлекся театром. Сначала он влюбился в театр «де лярт», то есть театр масок. Это очень специфический жанр, так как там было очень много импровизации. Мольер, насмотревшись этого в детстве, тоже решил стать актером, он создал «Блестящий театр», деньги отца это позволяли. Но успеха театр не имел, и эта труппа стала бродяжничать. это послужило толчком к тому, что Мольер начал сам писать произведения. Тут больше популярности, и труппу приглашают в Париж ко двору. Это первый триумф Мольера, хотя сам он всегда хотел быть трагическим актером, но это ему не удавалась.
Комедии Мольера принято делить на две группы: низкие комедии (бытовые, с элементами фарса, основаны на комизме положений. Одно или три действия. Большинство таких трагедий написаны прозой) и высокие комедии (этот жанр, по сути, был создан самим Мольером. Но этот жанр был признан классицистами, а также Буало.Там комизм характера. Высокие комедии должны были подчиняться правилам трех единств, в стихах, в пяти действиях). Расцвет творчества Мольера приходится на 60 года. Именно на это время приходится создание самых лучших его произведений- «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп». Все эти произведения объединяет идея лицемерия. Мольер считал, что лицемерие- главный порок его врмени, так как люди постоянно изображали из себя не тех, кем являлись на самом деле.
«Общество святых дорог»- люди собирали пожертвования для церкви, под покровительством был сама королева-мать Анна, но на самом деле это общество занималось шпионажом и шантажом. Нечто подобное мы видим в комедии «Тартюф» (полное: «Тартюф, или обманщик»). Комедия имела сложную судьбу, сущестовало три редакции, но сохранилась только одна, но рукописей Мольера не существует. Три действия. Священник по имени Тартюф, он обманщик, заканчивается тем, что Тартюф всех смог обмануть он торжествует. Из-за этой редакции был скандал, и Мольер написал вторую редакцию, здесь уже пять актов, уже не священник, а светский человек и зовут его Панюф, и в конце его разоблачают. Третья редакция- это мало переделанная вторая. Мольер просто восстановил старое название. Несмотря на то, что к названии только один герой, на самом деле их два: Тартюф (лицемерие) и Аргон (чрезмерная доверчивость). Если бы не Аргон, у Тюртюфа не было бы поля для действий.
Тартюф лицемерит даже тогда, когда говорит правду.
Интересное
реклама