Преобразование канона трагедии мести в Гамлете — сочинение

Англия. Рубеж XVI-XVII веков. На подмостках общедоступных публичных театров (Елизаветинский театр) идут пьесы в трех хорошо знакомых зрителю жанрах: хроники, комедии, трагедии. В жанре трагедии выделяется кровавая трагедия мести (Томас Кид «Иеронимо», Дж. Марстон «Месть Антонио»).
Трагическая история Гамлета не была в диковинку на лондонской сцене последних десятилетий XVI века. Отправляясь смотреть нового «Гамлета», английский зритель, несомненно, ждал кровавой мести, и знал, что ее непременно получит.
Шекспиру требовалось создать театральный шедевр, который затмил бы славу «Иеронимо» и позволил бы видоизменить популярный жанр трагедии мести.
На протяжении четырех столетий специалисты, ценители пытались понять, как все же соотносится шекспировский Гамлет с героем классической елизаветинской трагедии мести. Потому что большинство понимало, что с этим «мстителем» что-то не так. Из этого недоумения возник и так называемый гамлетовский вопрос, иначе говоря – проблема медлительности Гамлета. В попытках решения этой проблемы критики XIX-XX веков разделились на два лагеря, которые условно называют «субъективистами» (сторонники слабого Гамлета, вся проблема которого, по их мнению, коренится в сознании, склонности к чрезмерной рефлексии) и «объективистами» (они считают, что Гамлету мешают осуществить месть объективные обстоятельства: недостаток доказательств, козни двора и пр.).
Каковы необходимые и достаточные элементы конструкции трагедии мести?
• Тайно совершенное злодейское убийство.
• Дух убитого (призрак), жаждущий отмщения.
• Мотив безумия мстителя.
• Поиск доказательств вины злодеев.
• Прием сцены на сцене (пьеса-в-пьесе).
• Государственный (и/или политический) фон происходящего.
• Коварство (макиавеллизм) врага мстителя.
• Театральное мастерство мстителя.
Все эти элементы, введенные Кидом в «Испанскую трагедию», ко времени создания шекспировского «Гамлета» обрели статус канона и общего места елизаветинской трагедии мести.
Однако в «Гамлете» все параллели с канонической трагедией мести выстроены по принципу контраста.
Шекспир предпочел полное преобразование реформирование трагедии мести - радикальный пересмотр всех структурных и содержательных элементов. Начиная с характера мстителя кончая актом мести.

Как и в каком направлении преобразовывает Шекспир драматический канон?
1. Мотив безумия мстителя.
Безумие Гамлета играет важную роль в пьесе, но его притворство уже сродни мудрому безумию шутов и скоморохов. Принц Гамлет сознательно выбирает шутовство как средство осознания самого себя.
2. Прием «сцены на сцене»
Спектакль - стремление пробудить совесть преступника. Это средство вынудить Короля сознаться в содеянном под воздействием пробудившейся совести. Но даже получив доказательство вины короля, шекспировский герой так и не осуществит свою месть.
Еще одним весомым доказательством наличия у Шекспира особого замысла, полемически направленного против существующей традиции трагедии мести являются резюмирующие слова Горацио. Так же, как у Кида, монолог построен на перечислении, но не поименном (трупов), а событий трагедии. Каждое из звеньев этой цепи получает краткую характеристику-определение. Показательно, что Горацио не упоминает среди них событие мести, факт отмщения:
И я скажу незнающему свету,
Как все произошло; то будет повесть
Бесчеловечных и кровавых дел,
Случайных кар, негаданных убийств,
Смертей, в нужде подстроенных лукавством
И, наконец, коварных козней, павших
На головы зачинщиков. Все это
Я изложу вам17.
В том, что произошло, Горацио не видит осуществления Гамлетом мести. События мести не было. И у него есть веские основания для такого убеждения.
Перед состязанием на рапирах Гамлет при собравшемся дворе торжественно произносит формулу отречения от умышленного зла, а значит – от мести:
Здесь, перед всеми,
Отрекшись от умышленного зла18,
Пусть буду я прощен великодушно…
Какова классическая схема мести? Клятва (намерение)  замысел  его исполнение
«Гамлет» – это не только пьеса об отказе от личной мести, это также трагедия, в которой испытывается сама идея плодотворности «умышленного зла», его жизнеспособности в принципе. И не выдерживает испытания: умышленное зло неотвратимо возвращается бумерангом к тому, кто его породил.
Фабульные варианты сюжета мести в «Гамлете»
Сюжет Гамлета построен на параллельных линиях мести. Разные варианты решения проблемы мести. 4 внутренние параллельные линии. Каждая из 4 линий содержит потенциальный сюжет мести за убитого отца. Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас, линия Офелии.
Гамлет существенно отличается от своих предшественников по сюжету о мести, вспоминаемых им, так и от введенных Шекспиром в трагедию реальных и потенциальных сыновей-мстителей, образующих параллельные линии (Лаэрт, Фортинбрас). Отличается потому, что ставит вопрос намного шире: о добродетели и пороке, о кровавой мысли и бескровной руке, о границах в праве человека распоряжаться тем, что даровано Богом и «принадлежит не нам».
Главным мотивом Шекспира в преобразовании канона трагедии мести был религиозно-этический, а не теоретико-эстетический. Поэтому в конечном итоге «Гамлет» − это пьеса о добродетели, старающейся разорвать круг зла, просящей «прощенья у порока» в надежде пробудить в нем совесть, отрекающейся от умышленного зла, вверяющей себя Божьей воле.
Такое преобразование сюжета мести ясно указывает анагогический (целевой) вектор намерения драматурга – очищение. Очищение сцены от кровавых маньяков, героя – от умышленного зла, души – от греха и безумия, чистых – от сомнения, окружающего мира – от неразборчивости к добру и злу.
От закона к благодати путь пролег через чистилище.
«Гамлет» Шекспира стал «чистилищем», через которое прошла елизаветинская трагедия мести и ее зрители.

Комментарии: