Предпринимательской деятельности присущ риск, т. е. вероятность возникновения убытков, недополучения доходов или даже разорения. Риск обычно считают оборотной сторо¬ной свободы и независимости предпринимательства. Причи¬ны риска - это непредсказуемость рыночной среды и новатор¬ский характер предпринимательства. Риск может быть произ¬водственным, коммерческим и финансовым. Степень риска может иметь три ступени: полная потеря прибыли (допусти¬мый риск), недовозмещение издержек (критический риск) и банкротство (катастрофический риск). Основной формой из¬бежания риска является страхование. Немаловажное значение имеют также тактика смирения и тактика отваги предприни¬мателя, умение избежать риска, знание путей недопущения риска.
Предпринимательская деятельность предполагает матери¬альную ответственность за свое дело. Эта ответственность может быть или в пределах всего имущества, или в пределах пая, или в объеме пакета акций.
Предпринимателю присущ динамичный стиль жизни, что обусловлено жесткой конкурентной борьбой как среди самих предпринимателей, так и между предпринимателями и наемны¬ми работниками.
Предпринимательская деятельность имеет цель, направ¬ленность. В Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» эта цель сформулирована достаточно четко: «деятельность граждан и их объединений, направленная на по¬лучение прибыли» (гл. 1, ст. 1). Более предпочтительным явля¬ется утверждение, что предпринимательская деятельность немыс¬лима без получения прибыли, однако цель предпринимательства нельзя сводить только к прибыли: она включает в себя и коммерческий успех во всех его проявлениях, и социальные ас¬пекты, заботу о благосостоянии коллектива фирмы.
Социально-экономические аспекты направленности предпри¬нимательской деятельности проявляются в функциях, которые она выполняет в жизни общества:
удовлетворение потребностей рынка, рост производства на микро-, а в конечном счете и на макроуровне;
перераспределение ресурсов и создание такой структуры национального хозяйства, которая отвечает рыночным потребно¬стям;
появление и развитие новых направлений в самых различ¬ных сферах экономической и социальной жизни;
привлечение наемных работников к управлению и др.
Одним из сложных вопросов при характеристике содержания предпринимательской деятельности является вопрос об эксплу¬атации наемного труда. Известно, что цена равновесия при совершенной конкуренции со стороны спроса определяется пре¬дельной полезностью, со стороны предложения - предельными издержками. Последние определяются предельными продуктами всех факторов производства, тогда как К. Маркс полагал, что в основе стоимости лежит только один производственный фактор - труд наемных работников.
Основу эксплуатации составляет отчуждение результатов труда наемных работников. Совершенно очевидно, что отчужде¬ние части продукта труда наемных работников предпринимате¬лем имеет место. Следовательно, там, где используется живой труд наемных работников, где часть результата труда этих работ¬ников отчуждается предпринимателем, там имеет место эксплу¬атация наемного труда предпринимателем как собственником капитала. Внешним выражением этих отношений выступает каж-додневная конкурентная борьба двух сил - предпринимателей и наемных работников. Сила организованного наемного труда (профсоюзы, партии) может ослабить эти противоречия. Дально¬видные предприниматели часто идут навстречу требованиям работников наемного труда, однако очевидно и то, что эти про¬тиворечия в экономических интересах объективно неустранимы и не разрешимы.
При анализе экономических отношений между предприни¬мателем и наемным трудом не следует впадать в две крайнос¬ти. С одной стороны, нельзя отрицать объективное противосто¬яние этих интересов по поводу результата труда. С другой сто¬роны, нельзя эти отношения возводить в абсолют и все экономи¬ческие связи предпринимателя сводить только к ним. Отношения между предпринимателем и наемными работниками есть лишь один аспект деятельности предпринимателя, они, эти отношения, не исчерпывают всех связей, в которые предприниматель вступа¬ет с другими хозяйствующими субъектами.
Интересное
реклама