Война под другим ракурсом — сочинение

ВОЙНА ПОД НЕСТАНДАРТНЫМ РАКУРСОМ
В предстоящие дни наиболее интересным моментом телевизионных программ является показ нескольких старых художественных фильмов «военной тематики», объединенных достаточно нестандартным (в жанровом и концептуальном плане) подходом к освоению заявленной тематики. Открывает эту ретроспективу польский сериал «Четыре танкиста и собака» («Звезда», вторник – четверг, 00. 10).
…Кто не жил в позднем «застойном» СССР, тому трудно понять тот ажиотаж, который имел место вокруг этого польского военного сериала, снятого режиссером Конрадом Наленцким по сценарию известного писателя и поэта ЯнушаПшимановского. В Польше премьерный показ картины вызвал настоящий фурор – а в первые посткоммунистические годы сериал был запрещен к показу как «очерняющий историческое прошлое Польши»(в 2007 г. запрет был снят). Не меньшей популярностью эта лента пользовалась и в ГДР, и в других странах Варшавского договора – а в Советском Союзе она стала прямо-таки культовой… При этом сегодня корни того успеха напросто расшифровываются: фильм черно-белый, каких-либо особых эстетических изысков в нем нет, исторических откровений – тоже, актерская игра добротна, но не более того (хотя в сериале заняты первоклассные польские актеры ЯнушГайос, ФрантишекПечка, ВлодзимежШпресс, ВеславГолас, Роман Вильгельми, МалгождатаНемирская, а также не требующий представлений советский артист Александр Белявский).Ну, отличный зонг композитора Адама Волячинского, ставший эмблемой сериала (и вообще оказавшийся одной из самых заметных аудиальных удач в военном кинематографе)… И все-таки – что же привлекало тогда к этому фильму? Своеобразие подхода к теме, ставшее (даже с учетом прожитых с тех пор лет) едва ли не уникальным.
Прежде всего, перед нами – комедия. Жанр «военной комедии» применительно к сюжетике Второй мировой войны – хорошо известный: достаточно вспомнить такие прославленные ленты, как «Бабетта идет на войну», «Мистер Питкин в тылу врага», «Джордж из Динки-джаза», «Большая война», наши родные «Воздушный извозчик» и «Небесный тихоход»… Жанр сей невероятно труден для режиссеров (легко сорваться в профанацию!), но при талантливом воплощении замысла – ему обеспечена стойкая зрительская любовь (вспомним феноменрязановской «Гусарской баллады»!). В этом смысле «Четыре танкиста» – несомненная удача. Несмотря на нарочитую «серьезность» подачи военных реалий, в целом «макроэстетика» ленты – комедийная (а Ф. Печка и В. Голас стабильно репрезентируют своих героев как комических персонажей на протяжении всей картины).

Комментарии: