Затем, сериал К. Наленцкого необычен (особенно в «советском» антураже) тем, что в нем совершенно нет стандартной для «социалистического» кинематографа тех лет ненависти к немцам. Этот изумительный момент подкрепляется даже сюжетно: один из главных героев, танкист-богатырь Густлик, Густав Елень (Ф. Печка) – полунемец, «фольксдойче», даже одно время повоевавший в рядах вермахта (и перешедший на сторону Советской Армии). Он родом из Силезии (столетиями входившей в состав Германии), у него есть немецкие родственники – и он на протяжении всего сериала удерживает своих товарищей от проявлений жестокости по отношению к немцам. И сами экранные немцы («фашисты») поданы не как нелюди (что было характерно для советского кино), но просто как люди, в силу обстоятельств оказавшиеся по ту сторону баррикады… В этом контексте логичным становится появление таких персонажей, как безымянный немецкий капитан, помогающий героям спастись, или добродушный обер-ефрейтор Кугель, становящийся бургомистром городка Ритцен и другом экипажа…
Третье – Эрос. Такой «сюжетный поворот» может показаться неожиданным: какой «эрос» в кино эпохи «развитОго социализма»? Но… это польское кино – и этим все сказано. Мало того, что практически вся сюжетная линия вертится вокруг любовных пар (Янек – Маруся, Густлик – Гонората, Григорий – Лидка) – но и смысловая образность сериала имеет типично польский эротический привкус. Его почти полностью берет на себя замечательная актриса Пола Ракса, исполнительница роди Маруси– и поворачивает всю внешне «безобидную» семантику картины во вполне определенном направлении. Несмотря на то, что в фильме совершенно нет откровенных сцен (дальше глубокого «проникающего» поцелуя дело не идет) – дух раскованной польской атмосферы витает над лентой, совершая легкую, почти незаметную «идеологическую диверсию» (и также притягивая этим неискушенного советского зрителя!). Ну поляки же, неисправимые западники…
Интересное
реклама