И наконец – самое неожиданное. «Четыре танкиста и собака» в жанрово-культурологическом отношении – не что иное, как… сказка! Смотреть этот фильм именно как «военный» нет никакой возможности (возможно, именно это и послужило причиной временного запрета к показу картины в Польше), зато в качестве сказки – все на месте! Ведь сюжет ленты стопроцентно укладывается в архетипический трафарет известной славянской (и не только) сказки о том, как три добрых молодца пошли на войну, совершили там немыслимые подвиги, вышли с честью из всех невероятных передряг, одолели всех ворогов, и вдобавок каждый из них нашел свою красну девицу… Архетипичность сказывается здесь даже в том, что один из героев – чужеземец (механик Григорий Саакашвили – грузин): этот момент почти буквально воспроизводит сюжетную линию «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели… Под этим углом особенно заметным становится любопытная особенность сериала: самым слабым его местом являются именно те эпизоды, где авторы пытаются подать все «всерьез». Так, чтобы соблюсти некую «дань правдоподобию», создатели фильмы вынуждены убить нескольких второстепенных персонажей (первый командир танка Ольгерд, русский солдат Федя, офицер-повстанец Даниэль «Магнето», советский капитан-сапер Павлов). И… именно здесь явственно чувствуется фальшь – потому что в таких ситуациях требовалось сыграть совершенно определенные эмоции: горе, скорбь, гнев, желание отомстить, даже опустошение. Все это артисты добросовестно играют, но… все это вступает в кричащее противоречие с эстетикой сказки.И наоборот: там, где все идет легко, почти играючи (ведь мы же знаем, что все кончится хорошо – в сказке иначе не бывает!)– именно там все звучит в нужной тональности…
И еще – советско-итальянский фильм «Афганский излом», тоже на «Звезде» (воскресенье, 01. 35). Эта картина была признана одной из лучших на «афганскую» тематику – что неудивительно при наличии столь солидного авторского коллектива: режиссер – Владимир Бортко, музыка Владимира Дашкевича, среди артистов – МикелеПлачидо, Татьяна Догилева,Алексей Серебряков, Нина Русланова, Андрей Краско, Виктор Проскурин, Александр Розенбаум… Главное же здесь – нравственное осмысление той трагедии. Не секрет, что практически во всех лентах на эту тему (включая нашумевшую «9-ю роту»)акцент делается на трагизме советских потерь, их бессмысленности, на изломанных судьбах «шурави». Но при этом совершенно остается за кадром ужас трагедии народа Афганистана: ведь он в той войне потерял 2 миллиона человек, причем на поле боя из них пало не более ста тысяч. Остальные – мирные жители, попавшие в апокалиптический круговорот войны (и гибнувшие под пулями и снарядами «воинов-интернационалистов»). «Афганский излом» – чуть ли не единственная лента, поднимающая и эту проблему. Символичен финал картины: советское вертолётное звено разносит кишлак, мирные жители, дети погибают десятками. После обстрела «универсальный солдат», майор Бандура (М. Плачидо) идёт по кишлаку и натыкается на чудом выжившего мальчика с автоматом в руках. Он проходит мимо мальчишки, хотя и догадывается, что парень выстрелит в него. Мальчик стреляет ему в спину; Бандура умирает, в муках катаясь в пыли…
Интересное
реклама