Источники и редакции "Повести временных лет" — сочинение

В 1039 г. при дворе митрополита был создан "Древнейший Киевский свод", доведенный до 1037 г. Шахматов предполагал, что этот свод возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. --> В Новгороде в 1036 г. создается Новгородская летопись. --> На ее основе и на основе "Древнейшего Киевского свода" в 1050 г. возникает "Древний Новгородский свод". --> В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя "Древнейший Киевские свод", составил "Первый Киево-Печерский свод", куда включил записи исторических событий, происшедших после смерти Ярослава Мудрого (1054) --> На основании "Первого Киево-Печерского свода" и "Древнего Новгородского свода" 1050 г. создается в 1095 г. "Второй Киево-Печерский свод", или, как его сначала назвал Шахматов, "Начальный свод". "Второй Киево-Печерский свод" и послужил основой для "Повести временных лет" Очевидно, под влиянием пасхальных хронологических таблиц - пасхалий, составлявшихся в монастыре, Никон придал своему повествованию форму погодных записей - по "летам" и в 1073 г. составил "Первый Киево-Печерский свод", куда включил большое кол-во сказаний о первых русских князьях, их походах на Царьград. Свод приобретает выраженную антивизантийскую направленность. После смерти Никона работа над летописью продолжается, и записи потом объединены во "Второй Киево-Печерский свод", который продолжает традиции Никона. В 1098 г. Святополк Изяславич примиряется в Киево-Печерским монастырем. начинает поддерживать антивизантийскую направленность его деят-ности и стремится взять под контроль ведение летописания. В интересах Святополка Нестором в 1113 г. создается первая редакция "Повести временных лет". Под его пером летопись приобретает государственных официальных хар-р. Однако Святополк не имел популярности в то время, после его смерти великим киевским князем становится Мономах, который передает ведение летописи в Выдубицкий монастырь, где в 1116 г. составлена вторая редакция летописи, написанная игуменом Сильвестром. В ней на первый план выдвинута фигура Мономаха и его заслуги в борьбе с половцами. В 1118 г. там же, в Выдубицком монастыре неизвестным автором создана третья редакция "Повести", куда включено "Поучение" Мономаха, изложение доведено до 1117 г. Первая несторова редакция не сохранилась, вторая лучше всего сохранилась в Лаврентьевской летописи, а третья - в Ипатьевской.

Комментарии: