Отмечу, что по принципам творческой характеристики, эти маленькие истории Герцена могут превзойти даже полноценные сатирические работы Салтыкова-Щедрина, который привык подобные формы доводить до абсолютного совершенства и полной законченности.
Герцен наметил все эти особенности, но не довел их до логического завершения. При этом истории жизни общества собраны во второй главе произведения, когда первая целиком и полностью посвящена рассказу о герое, его мотивировки, и, конечно же, социальных побуждениях автора. Здесь писатель рисует образ маленького крестьянского мальчика Левки. Он не подвержен предрассудкам и тем проблемам, которые тревожат остальных, все из-за его умственной неполноценности. Мальчик настолько непринужден, открыт и искренен, что просто нельзя не улыбнуться такому герою. Таким образом, автор хотел продемонстрировать читателю, что такие чувства еще свойственны порой патриархальному народу. Герцен убежден – именно искренность и непринуждённость – воплощение образа тех человеческих отношений, которые не изуродованы эксплуатацией и классовым порабощением.
Левка предстает перед читателями, как чистый и искренний человек. Он любил природу и был един с ней. Но, он не любил своих врагов, хотя одним из них был его отец. Левка не был одарен талантом, ему тяжело давалась жизнь в обществе. И за это односельчане смеялись над ним, считая его дурачком. Именно поэтому Крупов делает вывод, что деревенские были сумасшедшими, не меньше, чем Лёвка.
Александр Иванович Герцен создает яркий контраст между первой и второй частью повести. Не смотря на несовершенство изображения произведения, «Доктор Крупов» можно считать истоком совершенствования новых форм и направлений в русской литературе, именно таким произведением, которое не может оставить никого равнодушным, ни идейно-художественным содержанием, ни техникой исполнения.
-
1 2