Две редакции: XII в. - "Слово" Даниила Заточника, 1ая 1/2 XIII в. - "Моление" Даниила Заточника. Адресовано Ярославу Владимировичу, новгородскому князю с 1182 по 1199 гг. Открывается оно авторским вступлением, в котором Даниил с гордым самосознанием ценности своей личности прославляет "разум ума своего". Он заявляет, что не может не писать "слова", только писанием он может облегчить душу, сбросить с сердца тяжкие оковы. Тут же сообщает о своей жизненной неудаче: его настигла нищета и он ищет покровительства у князя, который может оградить его от жизненных неурядиц. Так возникает вторая тема - тема князя, способного защитить попавшего в беду человека. Он говорит, что от него отвернулись друзья и близкие, его возмущает лицемерие людей. Затем он переходит к теме бедности и богатства. Автор не может мириться с нищетой, потому что она унижает личность. Он обращается к Ярославу с просьбой о милости. Потому что помочь человеку в печали все равно что напоить его студеной водой в знойный день. Просьба к князю переходит в панегирик правителю, который подобно весне украшает землю, оживляет людей своей милостью. Рисует картину княжеского пира: контраст - пир и бедный человек, который питается сухим хлебом. Он говорит, что славу князя составляют его воины и он готов служить под княжеским началом. В обращении к князю все время звучит хвала мудрому человеку, пусть даже и нищему, который противопоставлен богатому и неумному, которому нельзя ничего поручить. Он вступает в воображаемый диалог, полемизирует с ним, отвергая обвинения в безумии и лжи. Затем он переходит к характеристике семейных отношений, отвергая воображаемый совет князя жениться. Он обличает злых жен и считает, что их нравственное возрождение невозможно. Завершает обличение он притчей о муже, который после смерти жены стал продавать детей. Даниил обращает внимание на книжность своего произведения, наполнение которой он собрал из многих книг. Завершается "Слово" молитвой, в которой автор просит у Бога для князя силы как у Самсона, храбрости как у Александра, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида. Эта форма позволила автору заявить о своей незаурядности, умственном превосходстве над обществом, обратить внимание на противоречия, общественный и социальный быт, увидеть расхождения между идеалом и действительностью. Впервые человек заявил о своем праве на уважение не по положению, а по своим внутренним кач-вам. "Моление" более панегирично, князь рассматривается как покровитель и родитель, появляется резкое осуждение боярства и обличение монашества. Белинский отмечал, что Даниил был примером умного человека, но который не умел прятать в нужный момент своего ума и таким образом оскорблял самолюбивую посредственность. Таких сначала возвышают, потом гнобят, а потом снова возвышают.
Интересное
реклама