Софья начертана неясно — сочинение

Среди всех произведений Александра Сергеевича Грибоедова не раз читатель сталкивался с теми шедеврами, которые способны рассказать нам о «наболевшем». Во многих своих работах автор высмеивает людские пороки и осуждает их глупость, жадность и алчность. На мой взгляд, именно «Горе от ума» наиболее яркое произведение среди остальных, в котором подробно разбираются различные конфликты и проблемы, актуальные и по сей день.
Грибоедову удалось изобразить множество ярких и запоминающихся персонажей в комедии «Горе от ума», однако, стоит отметить, что, как и многие другие писатели Александр Сергеевич не обошел вниманием женские образы. Каждому читателю известно, что многие авторы всегда очень трепетно относились к изображению прекрасных дам, так и комедия Грибоедова не стала исключением.
Для начала стоит сказать, что Александр Сергеевич создал далеко непростые образы, к примеру, Софья ее сложный характер, несомненно, вызывал множество споров среди критиков. Эта героиня сразу врезается в память каждого читателя, ведь ее образ противоречив и, кончено же, манящий. Среди многочисленных достоинств Софье, которым наделили ее Грибоедов можно упомянуть и острый ум, независимость и самостоятельность. Нам важно отметить, что для Софьи, так же как и для главного героя комедии – Чацкого, мнение фамусовского общества - безразлично: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит...». Вспомните, как дерзко эта героиня бросает «вызов» не только общественному мнению, но и всем приличиям и правилам этикета, когда она решается на ночное свидание с Молчалиным.
Софья бескорыстна, она оценивает людей не по наличию чинов и богатства, а по их внутренним качествам. Фамусов хлопочет о выгодной партии для дочери: «желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Софья же не приемлет подобной морали: она хочет выйти замуж по любви. В ее натуре «прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное». Фамусов прочит ей в женихи полковника Скалозуба — Софья же и слышать не хочет «о подобном счастье»: «Он слова умного не выговорил сроду, — мне все равно, что за него, что в воду».
Я предлагаю разобраться в истинном образе героини, для этого нужно проанализировав ее воспитание и жизненные обстоятельства.
Можно предположить, что Софья, которая жила под присмотром мадам Розье, ведь ее отец был вдовцом, была «вольной пташкой» и пользовалась определенной свободой в доме. Мне кажется что и свою собственную судьбу девушка хочет выстроить на подобие романов, именно поэтому она и останавливает свой выбор на Молчалине.
Но вспомните ночное свидание молодых людей, оно было каким-то неестественным, наигранным. Молчалин в этой сцене очень похож на «Ромео», однако он ведет себя не так, как обычно происходит в любовных романах, вопреки ожиданиям Софьи:
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит...
Софья же со своим острым умом никак не вписывается в эту романтическую обстановку. И когда она впоследствии рассказывает об этом свидании Лизе, то вызывает у нее смех. Она вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал молодой француз. И эта история как бы предваряет дальнейшее развитие событий в комедии.
Мне кажется, что основной мотив такого неестественного поведения Софьи связан с тем, что когда-то она была брошена Чацким. Откровенная обида слышится в словах Софьи: «Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?» Отсюда и злословие героини: «...не человек, змея», ее сплетня о сумасшествии Чацкого.
Тогда возникает вопрос, почему же Софья не расскажет правду Чацкому и не прояснит всю ситуацию? Видимо «молчанием» она хотела отомстить своему обидчику, тем более Софья сама не уверена в своих чувствах именно поэтому она не называет свой «сентиментальный идеал именем Молчалина в разговоре с Чацким.
Именно потому, что Софья не любит по-настоящему, она смогла так долго не обнаруживать своего присутствия в сцене с Молчалиным и Лизой. Поэтому она так горда и сдержанна:
«Я с этих пор вас будто не знавала». Безусловно, здесь проявляется и самообладание героини, и сила ее характера, но чувствуется и отсутствие настоящей, глубокой любви. Софья в состоянии проанализировать свое положение, в определенном смысле ее радует такой исход:

... Стойте, будьте рады,
Таким образом, Софья — сложный объемный характер, противоречивый и неоднозначный, в изображении которого драматург следует принципам реализма.

Комментарии: