Не стали исключениями и герои двух замечательных, на мой взгляд, работ русских писателей - Печорин и Онегин, которые стоит отметить, принадлежат к тому типу, которых называли «лишними» людьми.
Итак, я предлагаю рассмотреть двух людей, созданных пером Пушкина и Грибоедова и понять, чем же эти герои схожи, а чем различаются.
Для начала стоит сказать, что интересующие нас герои схожи в первую очередь происхождением, воспитанием и образованием. Так, оба они – выходцы из богатых дворянских семей. И при этом они презрительно относятся ко лжи, лицемерию и вычурному блеску, с которым они сталкиваются в высшем обществе. Ярким доказательством этого суждения может служить, например, развернутый монолог Печорина о своей «бесцветной» молодости, которая «протекла в борьбе с собой и светом». В результате этой борьбы он «сделался нравственным калекой», быстро пресытившись «всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги». То же определение вполне применимо и к пушкинскому герою: «забав и роскоши дитя», он быстро устал от светской суеты, и «русская хандра им овладела понемногу».
Яркой объединительной чертой обоих героев можно считать духовное одиночество молодых людей. Да, к сожалению, они оба одиноки среди всей этой светской «пестрой толпы». «… Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное»,- с горечью в сердце замечает Печорин в разговоре с Максимом Максимычем. То же самое говорится и об Онегине: «… рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум».
Я думаю, что именно по этой причине авторы обоих произведений изображают своих героев стремящихся к уединению, пытающихся отстраниться от этого «изысканного» общества и мирской суеты. Это выражается как в буквальном смысле, Печорин и Онегин бегут от цивилизации, так же бегут и от общества в мир внутренних переживаний, «условий света свергнув бремя».
Главной ценность в мировоззрении обоих героев является духовная свобода, которую они понимают как независимость от людей и обстоятельств. Так, к примеру, можно вспомнить, как Печорин объясняет отсутствие у него друзей тем, что дружба всегда ведет к потере личной свободы: «Из двух друзей один всегда раб другого».
Стоит отметить, что немало важным сходством Онегина и Печорина проявляется и в их одинаковом отношении к любви, неспособности к глубокой привязанности:
«Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели».
-
1 2