Идеология в журналистике: добро и зло.
Журналистика очень часто используется как инструмент идеологии. Как естественный и необходимый элемент сознания людей, и как явление духовной жизни, идеология включает в себя не только теоретико-концептуальные знания, но и систему ценностей, идеологические отношения, совокупность конкретных действий субъектов, соотносится с наукой, искусством, религией, атеизмом, информационными процессами и другими элементами содержания духовной жизни. Больше всех в использовании СМИ для популяризации определённой идеологии преуспела Германия. 4 июля 1927 года в Берлине вышел в свет первый номер еженедельной нацистской газеты Der Angriff. Её редактировал идеолог НСДАП Йозеф Геббельс. Газета отличалась провокационностью, агрессивностью и антисемитскими выпадами. И это были только первые шаги нацистской прессы. Всё стало гораздо хуже, когда в 1933 году Адольф Гитлер был назначен рейхсканцлером. Пропаганда нацистской идеологии стремительно стала набирать обороты. Печать, телевидение и радиовещание выполняло всю пропагандистскую работу, СМИ находилось под тотальным контролем Геббельса. Были закрыты издания, которые возглавлялись евреями, статьи, критикующие нацистскую идеологию, не проходили в печать. О свободе слова пришлось забыть на 12 лет. Получалось, что народ Германии не получал другой информации, кроме той, которая проходила через министерство народного просвещения и пропаганды. Сам Геббельс говорил: «Дайте мне СМИ и я любой народ превращу в стадо свиней». Крайне нелестное высказывание. Между тем, до людей доходила неполная и ложная информация.
Франкистская Испания также использовала СМИ в целях пропаганды своей идеологии. Под контроль попала даже сфера искусства. Вся зарубежная литература корректировалась с помощью перевода, чтобы оградить граждан Испании от враждебной культуры. В испанской киноиндустрии дубляж играл важную роль. Он служил «идеологическим инструментом укрепления националистического настроения». К тому же была была введена очень жёсткая цензура, особенно в области политики и морали. Вопросы морали рассматривались прежде всего с позиций католической церкви, которая в то время была намного консервативнее, чем сейчас. От журналиста требовалось много воображения и профессионального таланта, он должен был рассказать обо всем между строк, обвести цензуру. Очень часто информация была откровенно ложной. Такая «коррекция» фактов позволяла правительству поддерживать в стране относительное спокойствие.
В Италии все средства массовой коммуникации, такие как радио, кинематограф, театр, пресса и книги также попали под контроль власти. Муссолини хотел убедить итальянский народ в том, что он приведет его к эре культурного процветания и национальных достижений. Кроме того, он пытался избежать любой критики своей политической тактики со стороны соотечественников или иностранцев. Также как в Германии и Испании все итальянские СМИ были направлены на пропаганду правящей идеологии. Всё, что малейшим образом шло против фашистских ценностей, вырезалось и не доходило до публики. Однако итальянский народ оказался очень восприимчивым к зарубежной культуре, вследствие чего режиму не удалось создать эффективную систему цензуры.
Использование СМИ в качестве пропаганды какой-либо идеологии означает отсутствие свободы слова, навязывание чужих идеалов. Остаётся надеяться, что общество извлечёт урок из истории и не допустит повторения своих ошибок.
Интересное
реклама