Образ сумасшедшего в произведении А.И. Герцена Доктор Крупов — сочинение

Тема сумасшествия была актуальна в 19 веке, ведь в этот период развивалось новое течение, которое было интересно не только самим авторам, но и их читателям. Свежее направление «натуральная школа» - стала начальной точкой для определения роли и всего отношения к недугам человека, в том числе и безумия. Если автор останавливал свой выбор на теме сумасшествия, то он не делал из этой проблемы тайн, не допускал в своей кропотливой работе недомолвок, ведь они в принципе были здесь неуместными. Каждый писатель ставил перед собой главную задачу при выборе такой непростой тематики, в первую очередь, «исследование» причин, затем, «диагностика» и выявление способов «лечения».
Именно поэтому смело можно сделать вывод, что оппозиция доктор и больной стала ведущей в произведениях с подобной тематикой. Такая позиция определяла и саму структуру повествования, так и подход к подбору и систематизированию персонажей.
Итак, перейдем непосредственно к рассмотрению повести Герцена. Герой произведения Александра Ивановича, а именно разночинец Крупов, решил отбросить все предрассудки и пойти наперекор истории и судьбе. Не смотря на то, что суровый отец главного героя требует, чтобы тот принял духовный сан, Крупов не слушает своего отца-священника, хотя принятие такого статуса сулило доктору и хорошую невесту, и богатство. Однако герой Герцена не из тех, кто ищет легких путей, поэтому он избирает для себя трудную стезю доктора, а под конец жизненного пути он становится врачом-психиатром.
Очень важно отметить, что подобным произведением Александр Иванович стремился показать, что «целителем душ» является далеко не священник, которого напротив привлекают больше материальные блага, чем духовное равновесие, а врач, которые добросовестно выполняет свои обязанности.
Такой поворот событий поворачивает всю русскую литературу с курса романтизма, на путь реализма.
Можно заметить, что «Доктор Крупов» имеет внешнюю связь с другим произведением Герцена «Кто виноват?». Обе работы автора вышли осенью 1847 года в «Современнике» и вызвали большой резонанс в обществе.
Именно эта повесть Герцена показывает, что еще в 40-е годы в его мировоззрение начинали складываться те концепции жизни и проблематики общества, которая ярко выразиться лишь в 60-е годы в работах таких писателей, как Чернышевский и Добролюбов, а также в более зрелой сатире Щедрина. ВпервыеГерценврусскойлитературеподошел к сатирическому осмыслению неотдельныхсторонжᴎᴈнᴎ господствующихслоев,новсейсистемыобщественныхвзглядов ᴎ установлении,служащейдлязащитыстроя,основанногонапорабощенᴎᴎ ᴎ эксплуатациинарода .
  • 1 2

Комментарии: