И чего искать?
И куда идти?..
...Не могу понять,
Не могу найти.
(«Не могу собрать...»)
Стоит отметить, что поражение революции Сологуб ощутил как свое собственное:
Низвергся я, мучительно стеня,
И у меня — изломанные кости.
(«Я позабыл, как надо колдовать...», 1907)
А уже в послереволюционные годы Сологуб выступает преимущественно как прозаик и драматург. Одна за другой следуют пьесы: «Победа смерти» (1907), «Дар мудрых пчел» (1907), «Любви» (1907), «Ночные пляски» (1908), «Ванька Ключник и Паж Жеан» (1908). Они издаются, ставятся на сцене и широко обсуждаются в печати.
Затем в творчестве Сологуба следуют два раздела, отвечающие на вопрос: что такое человеческая судьба? В первом — «Земное заточение» — стихи о человеческой жизни.
Раздел «Дымный ладан» посвящен одиночеству. Тема одиночества предстает в двух аспектах: одиночество желанное, культ одиночества, и вынужденное, неизбывное, на которое обрекает человека жизнь. Возникает романтическое противостояние: лирический герой Сологуба отвергает мир людей, которые не могут его понять, — он «мечтатель, странный миру...»:
Дороги к небесам
Он отыскать не мог,
И тихо умер сам,
Но умер он, как бог.
(«Никто не убивал...»)
Сологуба привлекает одиночество, лишь в нем он видит единственную возможность существования:
Оставь селенья, иди далёко,
Или создай пустынный край,
И там безмолвно и одиноко
Живи, мечтай и умирай.
(«По тем дорогам, где ходят люди...»)
На протяжении всей жизни Сологуба то, он считал ценностями жизни, его понимание этих ценностей в итоге уводило его от жизни и от людей.
Несмотря на ряд художественно совершенных стихотворений, в целом поэзия Сологуба этих лет обнаруживает признаки исторической исчерпанности. И тематически, и стилистически она как бы изъята из своего времени, и живые пути в литературе проходят мимо нее.
Почти полвека прошло после смерти Сологуба. Ушла в прошлое действительность, изломавшая и загнавшая в тупик талантливого поэта. Но и сегодня в его поэзии ощущается живая боль, волнует искренний, но бессильный протест, мучительное обличение бесчеловечности и уродства строя жизни, основанного на угнетении и порабощении людей. Современный читатель увидит в стихотворениях Сологуба не только большое явление поэтической культуры XX века, но и драматическую исповедь человека, «ослепшего в ночи» обреченного и изжившего себя мира, — важный поэтический документ эпохи.
Интересное
реклама