О включении Вятской земли в состав Русского государства — сочинение

Не могу не отметить, что при записи летописей используется огромное количество старославянских слов и выражений, которые так характерны для этого жанра древнерусской литературы. Как уже было сказано выше, в летописях отражены истории, записанные не только группой людей, но и отдельными личностями.
Итак, мы рассматриваем эпоху правления Ивана 3, которого в народе называли Грозным. Ярким примером летописи, рассказывающей о его деяниях: в данном случае – это объединение Вятки и других русских земель, является фрагмент из уже упомянутой «Устюжской летописи». Здесь же присутствуют и старославянизмы, о которых мы говорили ранее.
«В лето 6997. Князь велики Иван Васильевич посла рать воевод своих, князя Данила Васильевича Щеня да Григорья Поплеву, а с ним сила – москвичи и володимерцы, и тверичи, и иных городов. А князь казанский Махмед Емин по приказу великого князя послал рать свою – семьсот тотар, а воевода – князь татарский Урак. А мосвичи шли коньми, а устюжане, и двиняне, и важене, и каргопольцы, и белозерцы, и вологженя, и вычегженя, и вымичи, и сысоличи шли в судех. Июня в 24 день пришли на память Бориса и Глеба, а московская конная пришли под Котельнич того же месяца в 30 день, а тотарская – августа в 2 день. А стояла вся сила под Котельничем до Преображениева дни. А было на Вятке великого князя силы семдесят две тыщи. А от Преображениева дни пошли к городу к Хлынову, а под Хлынов пришли августа в 16 день, в неделю в 3 час дни.
Вятчане же, в городе затворишась, а воеводам великого княз послаша с поминки Исупа Есипова Глазатова. И воеводы вятчаном доли опас. А на завтрее вятчане вышли люди большие головами бити челом воеводам, чтобы рать вятцкие земли не воевала. «А мы великому князю челом бьем и покоряемся на сей воле великого князя, а дань даем и службу служим». И воеводы великого князя вятчаном отвещали: «Целуйте вы крест на великого князя от мала до велика, а изменников и коромольников выдайте головами». И вятчане упросили сроку до завтрея: «А мы то ваше слово скажем всей земли Вятцкой». И думали два дни и воеводам отказали, что им трех человек не выдавать. И воеводы велели всей силе приступ готовити и примет к городу.»
Я думаю, что дальнейшего изучения этой темы нужно дать определение некоторым терминам.
ЭНДОЭТНОНИМ - самоназвание этносов.
Этноним (от греч. έθνος — племя, народ и όνυμα — имя, название) — названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов, родов и др. этнических общностей (этносов).
Изучение истории этнонимов, их употребления, распространения и современного состояния важно для решения проблем этнической истории, этно - и лингвогенеза и ономастики.
Конечно, у каждого народа есть свои этонимы и эндоэтнонимы. Несомненно, что в самосознании народа очень важную роль играет быт, устройство жилища в данном случае – так называемой «Удмуртской избы», верования, фольклор, обычаи и традиции. Я не буду лукавить, если скажу, что сейчас люди возвращаются к вере в Бога: восстанавливаются, или строятся заново многие церкви и храмы. Удмурты –весьма своеобразный народ: большинство из них – православные христиане, однако в республике есть ещё места, где соблюдаются языческие обычаи и проводятся службы в старообрядческих церквях, многие из которых были восстановлены заново. Старшее поколение удмуртов изготовляет обереги, охраняющие дома от зла, порчи и сглаза.

Комментарии: