Война..одно слово, а сколько грусти, печали, отрицательных эмоций вызывает оно. Невинно погибшие люди, отцы и братья, не вернувшиеся с фронта, женщины, которые были вынуждены наровне с мужчинами защищать свою Родину. Но, самое главное-дети…Юные создания, которые шли работать на заводы или в партизаны, порой успевая при этом учиться. А ребята, которые переживали блокаду…Они росли, недополучая еды, радуясь каждому кусочку хлеба, каждой прибавке. Какого же было тем детям, которые прошли войну? Нормальное ли это явление-ребенок, защищающий Отечество?
Вспоминается повесть В. Богомолова «Иван». Главный герой, мальчик двенадцати лет, который наровне со взрослыми партизанит, ходит в разведку, выполняет задания. « Отец погиб в первый же день войны…сестренка умерла на руках при отступлении»-вот что мы узнаем от капитана Холина.» Кроме того, Иван был в лагере смерти-Тростянце. Он хочет защищать свое Отечество до последнего, убить немцев, которые отобрали у него мирное небо над головой, дом, и самое главное-семью. « Я и не знал, что ребенок может так ненавидеть»-снова узнаем мы. По возвращению из спецзадания, Ивана угощают конфетами. Несмотря на то, что он несколько дней не ел, в его глазах не видно ребяческого блеска, того, когда видишь еду, а уж тем более-лакомство. Спокойно, как взрослый, он берет себе одну штуку, а остальным делится со старшими товарищами. В конце повести его убьют немцы. Удивляет больше всего то, как быстро взрослеют и все понимают дети. После войны они уже не смогут, как обычно, шутить, веселиться, играть. Это оставит неизгладимый след в их жизни. Вот что страшно-получается, они были совсем лишены детства.
Хочу сказать о повести В.Быкова «Обелиск». Наше внимание приковывает Алесь Иванович, школьный учитель. Он, работая учителем в школе, был не только педагогом, но и обучал детей урокам жизни. Вместе они пилили бревно. Алесь провожал двух сестер до дома, так как их путь проходил через лес. Он искал книги, чтобы развивать детей душевно. А когда один из учеников захотел жить с ним, но суд сказал, что тот должен вернуться к отцу, после чего Миклашевич-старший начал бить ребенка, учитель вступился. «Стойте, — кричит, — прекратите избиение!» Вырвал Павлову руку из отцовской: «Вы у меня его не получите!» Война изменила всю жизнь. Алесь Иванович, не желая отдавать детей, преподавал под немецким руководством. И одному из начальников, которого звали Каин, добрый учитель не приглянулся. Начались проверки, придирания. Ученики решили помочь Алесю. Коля Берденич, Паша Миклашевич и другие придумали план-подпилить забор так, чтобы, когда машина Каина поехала, то угодила в реку, и ненавистный начальник утонул. Но все пошло не так-вместо Каина утонул другой человек, более того, заметили убегающий юношеские фигуры. Вскоре «хлопцев забрали». Алесь пошел им на помощь, но ничего хорошего из этого не получилось-расстреляли всех. «Не надо было, учитель»-скажет ему старик Бохан. Выходит, дети настолько прикипели душой, настолько приняли постулат «выручай товарища», что готовы были пойти на убийство, только бы защитить родного Алеся. С одной стороны-это безрассудный поступок. Ведь, скорее всего, они понимали, что их за это могут убить, истязать, пытать. Но с другой-это означает сострадание к ближнему, организованность, готовность защитить того, кто тебе помогает. Это-взрослый поступок.
В заключение я хотела бы сказать, что детям не место на войне. Мне кажется примером для подражания те ребята, которые защищали свою Родину, несмотря ни на что. Им мы и должны сказать «спасибо» за чистое и мирное небо над головой.
Интересное
реклама