Старшая Эдда. Мифологические песни — сочинение

Старшая Эдда представляет собой рукописный поэтический сборник, состоящий из 29 песен, он дошёл до нас в виде рукописного списка. Обнаружен был лишь в 17 веке епископом, он назвал её Эддой, по аналогии с Младшей Эддой. Эдда – прабабка или поэзия. Песни эти датируются – 9-11 веками, сама рукопись 13 века. Песни тщательно подобраны и расположены в интересном порядке: 10 мифологических песен (включают сказания о сотворении мира и об Апокалипсисе, а также о божествах древних скандинавов) и 19 героических песен (излагают транические судьбы знаменитых героев).
Мифологические песни – Прорицание Вёльвы, Перебранка Локи (знать!)
Героические песни – от «Пророчества Грипира» до «Гренландская Песнь об Атли»

Открывает старшую Эдду величественная Волуспа, прорицание Вёльвы.
Принято считать, что она возникла в Исландии в эпоху перехода от язычества к христианства в 10 веке. По своему материалу песнь языческая, но между тем она обнаруживает христианское влияние. Жанр пророчества воспринимается как распространённая форма систематизация мифов. Главный смысл пророчества в самом пророчестве. Пророчицу Вёльву посещает в царстве мёртвых Один, верховный бог, чтобы узнать от неё о прошлом и будущем мира.
Боги скандинавского пантеона не бессмертны и не всеведущи!!!!! – эта тема открывает сборник.
С образом Одина связан мотив жажды знаний, эта тема и открывает песню. Встаёт вопрос, не эта ли жажда знаний является исходной причиной катаклизмов, которые будут потом. Один, согласно Эдде, неистово жаден до знаний.
Получив знания от Вёльвы, Один отправится к великану узнать у него о будущем. Один характеризует сам себя как много странствующего, беседующего, много сведущего. И в итоге в состязании с Йотом, великаном, он признает его мудрейшим. Один всегда с посохом – признаком странствующего человека, и воронами – соколы Одина и гусята валькирии. Валькирии – дочери Одина.
Один одноглазый – по одной из версии он отдал свой глаз великану Мимену в обмен на знания, по другой версии он провисел 9 дней на ясене Идросиль (конь Одина) ради получения знаний, за что отдал свой глаз. Один странствует по всем мирам скандинавского мироздания.
Кенинги – это мифологические иносказания, они могут быть двусоставными (ясен сечи - воин) и трёхсоставными (клён тинга кольчуг - воин). Одно и тоже понятие может обозначаться разными кенингами. Наличие кенинга отображает переход от фольклора к литературе (украшение).
Как устроено скандинавское мироздание: 9 миров. Из них главных три мира: Асгард, Мидгард и Хель. Это миры-усадьбы. Всё мироздание смоделировано по принципу миров-усадеб. Устройство мира в скандинавской мифологии двойственно: он строится одновременно и по вертикали и по горизонтали, преобладает вертикальная характеристика. Усадьба Асов наверху, царство смерти Халь – внизу и средняя земля, земля людей. Эта вертикаль скреплена по средствам мирового дерева. Некоторые усадьбы ориентированы по сторонам света (Хель находится на севере).
Один странствует по всем мирам мироздания, отдавая и принимая знания. Речи Высокого – поучения, наставления людям. В речах высокого не одна лишь хитрость воина, в том числе среди его наставлений Одина есть речи о мудрости, муже и проч. Один жертвует беззаботностью ради знаний.
Вёльва говорит о себе то в первом то в третьем лице: настоящее время она использует в рассказе о прошлом и прошлое – в рассказах о будущем. Рассказ Вёльвы имеет характер потока ясновидения, в котором быстро сменяются кадры. Чередование времён – дополнительный способ выделения смысловых частей пророчества (рождение мира, создание карликов и людей, первая война, видение ада, конец мира, начало нового мира). Ад в скандинавской поэзии – дом, сплетённый из змей.
Причины гибели мира согласно логике прорицания Вёльвы – вовсе не жребий, уготовленный нормами, а вечная война за власть, распри между ваннами и асами. Причины – проклятое золото, нарушение клятв, предательства Локи и зло, заполнившее мир после убийства светлого бога Бальтора. Таким образом, всё это составляет то зло, которое делает неизбежным гибель мира.
Бальтор – единственный светлый бог скандинавского пантеона. Бог солнечных лучей и искусства, сын Одина и Фригг. Он улыбается всем и всегда. Скандинавская мифология окрашена в другие тона, ниже мифология античная. Это связано прежде всего с климатом: холод, туман, тёмный песок. Частый эпитет к воле здесь – мутная. Из ярких цветов присутствует только зелёный и красный. Мир скандинавской мифологии – ночной мир по преимуществу. Ночь – главное время суток, всё остальное – отпрыски ночи. Свет вторичен. Параллель с Библией: автономные памятники литература, но общее представление о мире - в обоих случаях сначала бездна сияет. Мир библейский, по преимуществу, дневной.
Однажды на светлое лицо Бальтора упала тень, его начали мучать сны о том, что он умрёт. Его мать Фригг берёт клятву со всего мира, кроме омелы (кустарниковое растение).
Локи – третий скандинавский персонаж (первый Один, второй Тор, бог громовик, очень сильный, но не очень воинственный, это бог-кузнец, покровитель земледелия, его происхождение не совсем ясно, он побратим Одина). В гибели мира Локки будет на стороне великанов. Две стороны образа Локки: лжец, коварен, лжив, но, кроме того, он – злой язычник.
Локи срезал омелу и делал из нее копьё.
Кажется, что ничто в мире не грозит Бальтору. Боги пошли играть с Бальтором на священный луг, на котором нельзя было проливать кровь. Его поставили в центре и стали кидать в него играя (скалы, деревья). Пришёл Локки и вложил в руку слепого бога Хельтора, и он убил его. Боги просили вернуть Бальтора, его разрешили отпускать на три месяца. Его образ связан с культом плодородием, силы (Озирис, Дионис).
Сама катастрофа последовательно затрагивает: людей, богов и саму землю.
Первый этап: люди.
Век бурь и секир, мечей: люди щадить друг друга не станут.
Второй этап: боги.
Трубит рог стражей рогов, гудит ствол ясеня, лает пёс, начинает схватка Богов и великанов. Мотив вселенского пожара. Один вступает в схватку с волком, Тор – со Змеем. Оба сражены.
Третий этап: конец света.
Солнце померкло, земля тонет в море, жар нестерпимый до мира доходит.
Далее идёт более поздняя концовка: жизнь возрождается. Из моря появляется земля. Нисходит мира владыка, властелин могучий. Обновлённая земля, чудесный чертог, новый владыка мира. Эта образность отсылает к откровением Иоанна. Она чередуется с языческими представлениями.

Комментарии: