Этическая проблематика в литературе средних веков и возрождении — сочинение

Э́тика — философское исследование морали и нравственности.

В средневековой литературе на первый план выступают этические проблемы. Средневековая цивилизация уникальна тем, что не в одной её сфере нет ничего этически нейтрального. Это связано с тем, что в средние века в мире повсеместно утверждаются монотеистические религии, так называемые мировые религии: христианство, буддизм и ислам. Языческие пантеоны богов сменяются единобожием. Моральный императив таких религий более сконцентрирован и выражен, нежели в религиях древности. Идея человека божия, усиленная нравственными заповедями, обращена к каждому человеку, отсюда преобладание этической проблематики во всех сферах средневековой культуры.
Однако, за исключением собственно религиозной литературы, в прочих сферах словесности она становится известна, ярко выражена не на раннем этапе. В средние века формируется принцип сословности (очень строгая структура общества), это связано с господством религиозной идеологии, которая рассматривает мир, как серию подобий, отражение высшего в низшем.
Концепция великого порядка, великой цепи бытия, связи всего со всем (Бог есть всё во всём) доминирует в сознании человека европейского Средневековья. Уже к 9му веку общество стали делить на три сословия: беллаторес (войны), ораторесс (те, кто молится), лобараторас (те, кто работает). У каждого сословия своя специфическая функция: войны защищали и оберегали молящихся и трудящихся.
С 12 века, когда появились со становлением городов, появились промежуточные прослойки (купцы и юристы), немного устарело, хотя им и продолжали пользоваться впоть до 14 века.
Сословность – основной признак культуры средних веков. Каждое сословие вырабатывает свою субкультуру и литературу, органично вписывающуюся в культуру средних веков. Эта культура была поразительно едина в присущих ей особенностях.
Складываются новые литературные регионы, множатся культурные связи. Расширяются политические и религиозные связи между городами, паломничество, торговля. Центр – папский Рим. Продолжается миграция населения. В Британию сначала пришли кельты, затем скандинавы, затем пришли норманны. Частые войны и завоевания в ареале народов, которые находятся на одном уровне развития, обусловили проникновения культур.
Идея передачи империи: переход от Рима к Британцам, Франкам и проч, которые хотели выглядеть приемниками Рима. Эта популярная идея дополнялась идеей передачи знаний.
Связи всего со всем в средневековом универсуме становятся международные языки: латынь, потом – французский.

Комментарии: