Русская летопись. Идеи и образы Повести временных лет — сочинение

Летопись - это особый вид исторического повествования, разделенного по годам. Начало летописания совпадает с началом принятия христианства и развития государственности. Первые записи были сделаны во время правления Ярослава Мудрого. В других странах тоже были летописи, но не в таком количестве. Русская летопись существенно отличается от византийской. В византийских хрониках материал расположен по направлениям, в русских - в хронологическом порядке. Имена некоторых летописцев неизвестны, некоторые имена мы знаем из самих летописей. Чаще всего летописцами были монахи. Летописание было связано с монастырем или княжеским двором. Первоначальные центры летописания - Киев и Новгород. С XV в. центром летописания становится Москва, объединившая древнее летописание. Это было связано с ее возвышением, возросла роль московских князей. В XVIII в. летопись уходит в прошлое, тк Петр "запускает" газету "Ведомости", и надобность в летописи отпадает. До нас не дошел ни один оригинал летописи. Они сохранились в копиях XIV-XVII вв. Идеи и образы "Повести временных лет" Все летописи, которые легли в основу "Повести временных лет", имели антивизантийскую направленность, осуждали княжеские усобицы, подчеркивая роль народа в защите Русской земли от внешних врагов. "Первый Киево-Печерский свод" публицистичен, принципиален, широк в плане исторического подхода, присутствует патриотический пафос - все это становится отличительными чертами русской летописи. "Повесть временных лет" продолжает традиции "Первого Киево-Печерского свода" и "Второго Киево-Печерского свода", и Нестор стремится всем ходом исторического повествования убедить русских князей покончить с братоубийственными войнами, на первый план выдвигая идею княжеского братолюбия. Летопись приобретает государственный официальный характер. Идеи "Повести" - русская земля, ее исторические судьбы, начиная с момента возникновения и кончая первым десятилетием XII в., стоят в центре внимания летописи. Высокая патриотическая идея могущества Русской земли, ее политической самостоятельности, религиозной независимости от Византии руководят летописцем. Летописные сказания необычайно злободневны, публицистичны, исполнены резкого суждения княжеских усобиц и распрей, ослабляющих могущество Русской земли, призыва блюсти ее, не посрамить в борьбе с внешними врагами, в первую очередь со степными кочевниками - печенегами, а потом половцами. Тема родины - определяющая в летописи.

Комментарии: