Проповедническая литература XI-XII вв. — сочинение

Проповедническая или религиозно-дидактическая литература - эти жанры являются одними из основных в середине XI столетия. Эти торжественные, эмоционально-образные проповеди обладают четко выраженной политической направленностью. "Слово" - первое произведение такого типа, дошедшее до нас. В 1039 г. была учреждена русская митрополия, которая подчинялась греческому патриарху, который направлял собственного митрополита из греков, что не нравилось Ярославу Мудрому. В 1051 г. он назначил первого русского митрополита - Илариона. Творогов считает, что "Слово" было написано раньше - в 1049 г. и было связано с окончанием оформительных работ вокруг Киева. Ужанков же считает, что произведение было написано в 1038 г., когда было закончено строительство Софии Киевской, исполнялось 500 лет Софии Константинопольской, исполнилось 50 лет момента принятия Русью христианства, были возведены Золотые Ворота, над ними - церковь Благовещенья, а Ярославу Мудрому исполнялось 60 лет. Ужанков считает, что "Слово" было прочитано на Благовещение (бог послал архангела Михаил к Марии с вестью о рождении Христа) - 25 марта в освященном храме. "Слово" начинается с сопоставления Ветхого и Нового Заветов, где Ветхий Завет - это закон, а Новый - благодать. Он доказывает преимущества благодати перед законом, тк закон существует только на земле, а благодать - это всеобщее благо. Затем он говорит о том, что закон был дан одному народу - иудеям, а благодать распространилась по всему миру (христианство). Таким образом, Иларион отвергает монопольные права Византии на исключительное владение Благодатью. Он подчеркивает равенство всех народов, которые вступили в христианство, что является публицистической нотой. Третья его мысль - объединение человеческого и божественного в Иисусе (человеческие черты - еда, облик; божественные - направлял волхвов, принимал дары). Русский народ - молодой христианский народ, который принял веру добровольно, а основная заслуга в крещении Руси принадлежит Владимиру, а не грекам. Он возвеличивает подвиг Владимира в принятии и распространении на Руси христианства, он перечисляет заслуги князя перед родиной, говорит о том, что его деятельность содействовала славе и могуществу Руси. "Слово" требовало канонизации Владимира как святого, и в то же время прославляло Ярослава, успешно продолжающего дело своего отца по распространению христианства на Руси - строительство храмов и распространение христианской образованности. "Слово" разделено на три части. В первой Иларион сопоставляет Закон и Благодать, центральная часть - похвала Владимиру, завершающейся авторским обращением к Владимиру с призывам встать из гроба, отряхнуть сон и посмотреть на дела своего сына Георгия. Третья часть - молитвенное обращение к богу. Автор облекает произведение в книжную риторическую форму. В первой части слова им последовательно соблюдается принцип антитезы. Он широко использует книжные метафоры - символы и метафорические значения: Закон - это "иссохшее озеро", язычество - "мрак идольский", "тьма служения бесовского", Благодать - это "наводнившийся источник". Нередко употребляет риторические вопросы и восклицания. Высокое художественное мастерство обеспечило "Слову" большую популярность в средневековой письменности. Оно стало образцом для книжников XII-XV вв.

Комментарии: