Особенности композиции Декамерона — сочинение

Декамерон – первая человеческая комедия в истории европейской литературы.
Цель Боккаччо – развлечь, поддержать, утешить читательниц и преподать полезный урок; они узнают, чего им надлежит избегать, а к чему стремиться.
Это комедия была написана для людей, переживающих самый разгар чумы, с целью пробудить сочувствие, участие в людях.
Боккаччо с помощью 10 своих рассказчиков рисует объективную картину современных нравов. Примерно 1/3 из 100 новелл посвящена предметам серьезным , а остальная часть – «каталог» грехов и пороков. В основе жанра новеллы лежит новость.
Источники сюжетов: городской анекдот, религиозно-дидактический жанр (экземплум), проповеди, сюжеты фаблио (небольшая стихотворная новелла = басня), куртуазная поэзия, рыцарские романы, метаморфозы Апулея, известные пословицы и поговорки, рассказы современных флорентинцев, народные песни. МНОГО ЖАНРОВ!
Композиция
10 дней. 10 новелл каждый день.
Рама – вступление автора, обрамление новелл.
Функции рамы:
(?) Гуленая рама – контрастирует с радостной идиллией рассказчиков Декамерона
- организует единое целое новелл
- это «мостик» от анекдота к роману
Ступени рамы:
• Авторское «Я»
• Кружок рассказчиков, черты нового гуманистического сообщества
Сообщество рассказчиков в раме – это пасторальная райская утопия. Выборные короли и королевы, их установленный распорядок дня и радости жизни. Земной рай противопоставлен земному аду чумы, хаосу, разврату, разрушению всех человеческих связей, ЧУМЕ.
Цель = попытки силой разумного словесного порядка преодолеть хаос чумы. Движение новелл в Декамероне – движение к добродетели. Десятиднев Боккаччо имеет в качестве непосредственно модели средневековый шестоднев, первые шесть дней сотворения мира.
1я новелла первого дня - Сэр Чепарелло по прозвищу Шаппелетто, негодяй при жизни, обманщик, лжесвидетель, убийца, оказывается в другом городе при смерти. Он обманывает лживой исповедью благочестивого монаха и умирает. Для того, чтобы избавить от лишних хлопот и дурной молвы двух ростовщиков, хозяев дома, в котором он остановился, Шаппелетто в предсмертной исповеди рассказывает о себе, как о святом, никогда в жизни не грешившем. Исповедовавший его старец охотно верит ему, а после смерти Шаппелетто отцы церкви причисляют его к святым; в дальнейшем Святой Шаппелетто пользуется почётом и уважением, ему молятся и к мощам его ходят паломники. (бесстыдной ложью обретает святость)
Последняя новелла - Маркиз Салуццкий берет за себя по любви дочь одного крестьянина, Гризельду, и, прижив с ней двух детей, желает её испытать. Он уверяет ее, что убил детей, а сам отсылает их к своим родственникам на воспитание. Затем, делая вид, что жена ему надоела и он женится на другой, он возвращает свою выросшую дочь и объявляет её своей невестой, а Гризельду велит прогнать в одной рубашке. Видя, что она все терпеливо переносит, он возвращает её в свой дом, любимую более, чем когда-либо, представляет ей ее уже взрослых детей, выдаёт замуж дочь, возвышает отца Гризельды, простого хлебопашца, и всю жизнь любит и почитает жену. (от дна ада, от духовного отступничества к высокой земной любви).
Аллегорически эта вертикаль понимается как движение от Иуды к Деве Марии (образец высочайшей добродетели). Но эта обрамляющая вертикаль не так явственна как у Данте. Земной мир и человек – забота Боккаччо.

Комментарии: