Московская литература — сочинение

Московская литература: Литература Москвы на первых же порах своего существования отражала все возраставшие объединительные тенденции Московского княжества. Большую роль играло духовенство. В области житийной литертуры московская культура выдвинула такого талантливого и искусного автора, каким был Епифаний (умер в 1420 году). За его исключительный ум современники прозвали его Премудрым. Им написано "Житие Стефана Пермского" и "Житие Сергея Радонежского" с похвальным словом ему. Оба они были связаны с московскими политическими интересами и очень почитались в Москве. Московское летописание:
С конца 14 века в Москве расцвет летописного дела. Московские летописи становятся общерусскими. Существенным шагом вперёд для его развития – составление Владимирского полихрона (1423/1418) – свода с огромным количеством привлеченного летописного и внелетописного русского и переводного материала.
- выдвижение Москвы как организующего государственного центр, но интересы других областных центров ей не были подчинены.
- выдвижение народных масс как активной исторической силы. Житие Стефана Пермского. Епифаний лично знал Стефана Пермского. Пишет о нем в житие – благочестивое детство, любовь к чтению божественных книг, усердное подвижничество, ревность к проповеди христианской веры и, наконец, блаженная кончина. Глвный подвиг Стефана – обращение язычников-зырян в православие как путём личной проповеди, так и главным образом при помощи переводов на зырянский язык книг священного писания, для чего тот изобрёл зырянскую азбуку. Содержание Жития:
Вступление - пространно говорит о молитвах, заставивших его взяться за перо и сообщает об источниках, которыми он располагал и о встретившихся трудностях
Детство Стефана – родился в Устюге, в семье соборного клирика, превосходит многих сверстников умом, смекалкой, памятью. Происходит от благочестивых родителей, отвращается от игр в детстве, упражняется в славословиях, растёт в чистоте и целомудрии.
Юношей Стефан постригся в городе Ростове, отправился на проповедь к зырянам. Ведет упорную борьбу с язычниками. Соперничество с зырянским волхвом Памом –предлагает ему вмести взайти на костёр, спуститься в прорубь. Пам от всего отказывается, следовательно, проигрывает Стефану, и Пама изгоняют - но по настоянию Стефана, потому что люди хотели его казнить. Стефан изобретает пермскую азбуку.
Потрудившись в пермской земле и окончательно приобщив зырян к православию, Стефан блаженно умирает. Риторические части жития: Плач пермских людей
Плач пермской церкви
Плач и похвала инока списающа Пам - незаурядная личность, авторитетная и доводы против Москвы аргументированны. Победа над Памом дается Стефану нелегко. Для Епифания главная заслуга - в создании пермской азбуки и переводе на пермский язык книг "священного писания".
В Москве при жизни Стефана к нему относились неуважительно. Пермские жители в Житие призывают восхвалять своего учителя – автор пользуется формулой похвалы, впервые встречающейся в «Слове о законе и благодати» Илариона.
Плач самого Епифания – все эпитеты и аллитерации, сравнения которыми он пользуется кажутся ему недостаточными для хвалы Стефану Пермскому. Стиль Жития: высокий, пышно-торжественные слова. Крайний предел витиеватости. Наряду с риторикой присутствует взволнованное воодушевление. Сам Епифаний характеризует свой стиль, как «плетение словес». Епифаний пользовался риторическими вопросами и восклицаниями, метафорическими сравнениями, единоначалиями.
«Житие Стефана Пермского» нарушало традиционные рамки ка- нона своим размером, обилием фактического материала, включавшим этнографические сведения о далеком Пермском крае, критику симо- нии («поставление» на церковные должности за деньги); новой трак- товкой отрицательного героя; отсутствием описания как при- жизненных, так и посмертных чудес; композиционной структурой. По-видимому, Епифаний предназначал его для индивидуального чте- ния и, подобно своему другу Феофану Греку, писал невзирая на канонические образцы.
Эти особенности становятся характерными для нового житийного жанра того времени. Они станут нормой для произведений15-16 и отчасти 17 веков, и не только агиографических. Он будет использован всюду, где понадобится сугубо превознести и прославить русскую святыню как выражение складывающейся мощи русской государственности, собирающей себя вокруг Москвы.

Комментарии: