Завершение средневековья, начало Нового времени — сочинение

Некоторые обозначают начало литературного 17 века 90-ыми годами 16 века. Другие – 1-ыми десятилетиями 17 века. Его завершение: 80-ые годы 17 века.
На рубеже веков наступает кризис Возрождения. Появляется новое мировосприятие.
Идеи гуманистов терпят крах.
17 век начинается с новой серии страшных войн. Среди них 30-тилетняя. 1618-1648. В ней участвуют почти все страны. Особенно разрушительна для Германии, разделённой на части, но ещё раньше Испания пережила кризис, символом которого было падение непобедимой Арманды от англичан.
На фоне перемен человек начал наблюдать мир как противоречивую, необъяснимую и практически безжалостную картину. В духовной сфере тоже изменения: два лагеря – католики и протестанты – стали делиться на несколько. В католической церкви появляются новые течения.
Если раньше ставился вопрос «в кого ты веришь?», то теперь главным вопросом стал: «как ты веришь?». И таких «как» много.
Нарастает секуляризация общества, появляются атеисты.
Появляются кружки, клубы и т.п. где обсуждают насущное
Появляются газеты, а к концу века становятся обыденностью.
Театр уже в конце 16 века становится трибуной для обсуждения проблем разного характера.
В 17 веке именно произведения для театра становятся самыми яркими и значимыми.
Наука тоже важна. Эмпирические высказывания приводят к тому, что мир кажется теперь не картиной, созданной божественной душой, а механичным, созданным мастером-ремесленником.
Мир – скопление каких-то непонятных атомов, из которых разные структуры. Всё переменчиво.
И сама человеческая жизнь предстаёт хрупкой. Трудноразличимая грань между жизнью и смертью, а человек – песчинка, один из атомов в мире, смысл которого ускользает от человека.
Один из наиболее ярких философов, поэтов 17 века говорит как раз о непонятности, о том, что «всё из частиц, а целого не стало» (Джон Дон). Он называет этот век железным, проржавленным. Мир близок к концу, как тогда умали.
Зарождается новая философия – прагматизм.
Эти настроения были и в средневековье и возрождении. Напр.: у Шекспира в его позднем творчестве (маньеристские произведения – «Буря»); во 2ой части Дон Кихота намечался кризис, на фоне которого мир предстаёт тёмным, загадочным, необъяснимым. Это выражение неправильного хода вещей.
Многовековая традиция, всё накопленное становятся необходимым условием перемен, возникающих в 17 веке.
Гуманисты в эпоху Возрождения открыли для Европы несколько новый принцип – забытое во время средневековья учение Аристотеля о литературе.
В его концепции основное – идея подражания объективным общим закономерностям, принципам. И это не красота. Её оценили позже, а любое произведение должно было в первую очередь приносить какую-то пользу – духовную, нравственную.
Риторическая культура – имеющая ценность для передачи идей, важных для общества, цивилизации, культуры. Гуманисты как бы заново открывают «Поэтику» Аристотеля, переводят на латынь и следуют ей.
Построенный по принципу правдоподобия сюжет – главный критерий хорошего произведения. Также гуманисты заимствовали разделение на виды и жанры. Самым важным становится трагедия, при помощи которой можно передать разные ценности.
Самосовершенствование автора, искусство работы над собой – ценнее таланта. Это важно для понимания специфики литературы и её задач.
Огромная старая традиция вступает в противоречие с новым мироощущением. Автор вынужден работать с этими двумя пластами. Главной задачей становится разрешение противоречия. Идея самосовершенствования Возрождения сменяется стремлением к интересам в более узкой области, познанию нравственных, духовных принципов. Защититься от бессмысленного хаоса мира человек пытается, обращаясь внутрь себя. Так основными стали вопросы обретения внутри себя чего-то духовного, нравственного на фоне хаоса. И в литературе новые правила.
Снова ставится задача: как создавать произведение?
Новая эпоха создаёт концепции литературы. Новая концепция театра, созданная ещё Лопе де Вега – одна из них. Одни читают его зачинателем барокко, а другие относят к Возрождению.
Как любая наука, история литературы стремится чётко ставить границы, но их часто сложно выстроить. Возможно, это и хорошо, ведь в литературе есть нечто мистическое.
В новой системе театра Лопе де Вега с одной стороны отбрасывает принципы, которыми руководствовались в Возрождении. Он говорит, что можно смешивать низко и высокое, каждый находит в его театре то, что ему нужно. В произведении должны быть лихо закрученный сюжет и неправдоподобность. Предлагает новые правила.
Литература является областью неоднозначной, которая предлагает нам поразмыслить, делает наше мышление шире.

Комментарии: